Проект «Создание сенсорно – стимулирующей среды для развития сенсорики в ДОУ» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Пенкина Юлия Евгеньевна Чекулаева Елена Викторовна | |||
25.12.2024 09:37 | |||
Проект «Создание сенсорно – стимулирующей среды для развития сенсорики в ДОУ» Актуальность проекта. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3 лет — период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно полно и расчётливо воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием, развитием речи и др.) полноценного усвоения знаний и навыков. Наблюдение за детьми в нашей группе показало недостаточный уровень сенсорного развития. В результате возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на сенсорное развитие детей раннего возраста. Дидактические игры и упражнения, наиболее подходящие средства развития тех или иных способностей детей. Цель проекта: развитие сенсорных способностей у детей 3 – 4 лет средствами игр и игровых упражнений. Задачи проекта: 1. Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельность. 2. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей средствами игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. 3. Формировать сенсорные представления детей о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. 4. Изготовить игры и пособия на развитие сенсорных навыков. 5. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей. Тип проекта: практико-ориентированный, информационно-творческий. Участники: воспитатели второй младшей группы, родители воспитанников, воспитанники. Срок реализации проекта: октябрь – май. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения сначала в детском саду, затем в школе. Развитие сенсорной культуры способствует развитию речи, мелкой моторики рук и всех психических процессов. Приобретение дидактических игр и игрушек, изготовление пособий из бросового материала родителями и воспитателями способствует обогащению предметно – развивающей среды. Развивающие пособия дают возможность в условиях пребывания детей в детском саду самостоятельно и с творческим подходом воспитателя реализовывать задачи сенсорного развития. Этапы реализации проекта: 1. Организационный: − изучение литературы; − наблюдение с целью определения уровня сенсорного развития детей; − составление плана работы с детьми и родителями; − проведение анкетирования родителей; − консультации для родителей; − индивидуальные беседы с родителями. 2. Практический: − подбор и изготовление дидактических игр; − подбор и изготовление наглядных пособий; − мастер-класс для родителей «Учимся мастерить и играть»; − наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка»; − привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей; − проведение упражнений, игр по сенсорному развитию; − проведение индивидуальной работы с детьми. 3. Обобщающий: − оформление наглядного и дидактического материала; − создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию; − создание презентации проекта по сенсорному развитию; − оформление фотовыставки. Итоги проекта 1. Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет, создание картотеки дидактических игр. 2. Сформированные сенсорные представления у детей путём выделения формы, цвета и величины предметов. 3. Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними. 4. Дидактические игры, сделанные своими руками. 5. Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них. 6. Сотрудничество МБДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей.
|