«Хеппенинг, как эффективная технология в развитии интереса у детей раннего возраста к изобразительному творчеству» (из опыта работы) |
Развивающие занятия | |
Автор: Рыжанова Евгения Александровна | |
24.12.2024 20:43 | |
«Хеппенинг, как эффективная технология в развитии интереса у детей раннего возраста к изобразительному творчеству» (из опыта работы) Воспитатель Рыжанова Евгения Александровна МБДОУ №8 «Светофор» Тамбовская обл., г. Моршанск Развитие сенсорного воспитания с помощью творчества — отличная методика для обследования предметов и привития ребенку чувства прекрасного с самого раннего возраста. Кроме того, развивается фантазия и воображение. Ребенок раннего возраста – существо любознательное. … Поэтому очень важно создавать оптимальные условия для его развития. Для этого в своей работе я использую инновационные технологии.
В своей педагогической практике я нашла активное применение такому нетрадиционному методу рисования, как «хеппенинг» (в переводе с английского "случай"). Эта техника относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приёмов, а как эффект игровой манипуляции. «Хэппенинг» обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария, он позволяет экспериментировать с красками, веществами, предметами. Использование данной технологии позволяет малышам чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее; даёт полную свободу для самовыражения. Цель: развитие сенсорного воспитания с помощью творчества. Определила следующие задачи:
Ожидаемые результаты: У детей сформируются:
Свою работу я начала с наполнения предметно-развивающей среды. Имеющийся материал расположила таким образом, чтобы дети могли свободновыбрать материал для творчества. Мною был разработан перспективный план занятий с применением нетрадиционных техник рисования. Занятия проводятся один раз в неделю, индивидуально с каждым ребенком или подгруппой. Дети, недавно начавшие посещать детский сад, впервые попробовали свои силы в рисовании. Процесс рисования пальчиками вызывает у малышей много любопытства, интереса, а также чувство радости, что, в свою очередь, положительно сказывается на процессе адаптации ребят к детскому саду. При организации творческой и познавательной деятельности в форме хеппенинга я выделила этапы работы:
«Хеппенинг» — замечательный способ создания маленьких шедевров. (рассмотрим некоторые из них). В совместной деятельности с малышами я использую такие виды хепенинга: 1. Рисование пальчиками. Этот способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1-2 пальчика и приложим их к бумаге – получатся звёздочки, соберём пальчики в пучок – получатся цветы и снежинки). 2. Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки. Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы. Освоив живопись пальчиками, попробовали рисовать ладошками на листе. 3. Рисование ладошками Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот. С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину. 4. Технология рисования мятой бумагой позволяет делать плавные переходы из одного цвета в другой, варьировать насыщенность цвета оттиска, что немаловажно для создания рисунка. При использовании густой краски (гуашь) изображение получится фактурным. Жидкая краска (акварель) лучше растворяется в воде и создаёт более мягкие переходы цвета, отпечатки выходят полупрозрачными, воздушными, иногда даже неожиданными. Для рисования мятой бумагой используется мягкая бумага или салфетка, т.к плотный лист сложнее смять. При рисовании в качестве бумаги не стоит брать газету, она будет отпечатывать типографические элементы. 5. Рисование на подносе. Это способ – рисования с детьми на поверхности манки или песка. На большой поднос насыпается слой манки толщиной 2-3 миллиметра, разровнять и ребенок рисует. Творить на таком холсте можно бесконечно. Здесь можно использовать все вышеописанные способы, за одним исключением – без краски. Проводя по шершавой поверхности пальчиками можно изображать что угодно – цветы, геометрические фигуры, солнышко, домики, животных и т. д. Иногда, для смены тактильных ощущений (для создания эффекта «прохладного морского песочка»), можно положить манкуненадолго в холодильник. В своей работе я использовала следующие варианты рисования на манке:
Развитие познавательного интереса к окружающему миру.
развивать зрительное восприятие пространства;
Развитие фантазии и воображения ребенка.
Закрепление знаний детей о геометрических формах — круг, квадрат, треугольник.
Знакомство с величинами, сравнением.
Упражнения, направленные на развитие тактильных ощущений. Рисование сразу двумя руками развивает межполушарную асимметрию, то есть взаимодействие правого и левого полушарий мозга. 6. Рисование поролоном иватными палочками. обмакивая их в краску, дети печатают при помощи трафарета, что позволяет быстро получить выразительное изображение. Оттиск губкой дает возможность получить необычные изображения: подводный мир, цветы, Тычками позволяет получить имитацию фактурности пушистой поверхности. Тычками можно нарисовать снег, полянку из одуванчиков, облака, листья на дереве, или заполнить отпечатками тычка готовый контур, шаблон. Данный опыт работы представлен мною педагогическому коллективу на педагогическом совете, а также размещен, на сайте д/с и Дистанционного образовательного портала «Маам. ru». Хэппининг заинтересовал родителей, с которыми я всегда на связи. Использую такие формы работы с родителями, как открытое занятие, беседа, консультации, выставки детских работ, оформление информационных уголков. В заключении хочу отметить: что творческий процесс для ребенка — это настоящее чудо. Здесь малыши раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят в свои способности. Мой опыт работы по внедрению хеппенинга с детьми раннего возраста показал следующее: у детей гораздо больше возможностей проявить и развить свои творческие способности, фантазию, воображение. Хотя и есть немного минусов (улыбка). Требуется больше салфеток и защита для одежды. Дети увлекаются и не замечают, как художества с бумаги переходят на одежду, лицо, мебель и всё, что попадается на пути. Таким образом, могу с уверенностью сказать, одна из форм личностно-ориентированной технологии – хеппенинг — обеспечивает условия для успешного развития индивидуальных познавательных особенностей ребенка. Не каждый ребенок станет художником, но рисование доставляет удовольствие, дети учатся видеть прекрасное в обычном. А мы — педагоги им в этом помогаем!
|