«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
Тип проекта: проект познавательно-игровой, познавательно-исследовательский.
Длительность проекта: долгосрочный (2024-2025г).
По предметно-содержательной области: образовательная область: «Познавательное развитие».
По количеству участников: групповой.
Участники проекта: дети второй младшей группы, родители, педагоги.
Практическая значимость проекта.
Данный проект позволит создать систему работы, направленную на развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста посредствам дидактической игры. Благодаря предлагаемому проекту, у дошкольников сформируются сенсорные эталоны, разовьются познавательные способности, аналитическое восприятие, что поспособствует интеллектуальному развитию детей.
Проект будет полезен родителям воспитанников ДОУ, поскольку поспособствует повышению компетенции родителей в сфере сенсорного воспитания дошкольников.
Актуальность:
Одним из приоритетных направлений дошкольного возраста является воспитание сенсорной культуры детей. Актуальность сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств. Без обогащения сенсорного опыта, без сформированности системы сенсорно –перцептивных действий и системы сенсорных эталонов у детей, не может происходить полноценное восприятие окружающего мира, которое необходимо для умственного развития.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребёнка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: исследование предметов, их свойств и качеств.
Наблюдая и анализируя сенсомоторную игровую деятельность детей моей группы в процессе совместной образовательной деятельности, сделала вывод, что у многих воспитанников наблюдается недостаточность освоения сенсорных эталонов, сформированности познавательной мотивации, способов обследования предметов, развития сенсорных способностей.
Для решения этих проблем необходимы новые эффективные подходы, которые бы способствовали развитию сенсорных способностей дошкольников, соответствовали современным требованиям, представляли собой комплексное решение вопросов, создавали основу для формирования благоприятного микроклимата в детском коллективе.
Новизна проекта.
Новизна проекта заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно. Работа поможет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
Цель проекта.
Создание системы работы по сенсорному воспитанию детей среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Задачи:
- Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе, способствующую обогащению и накоплению сенсорного опыта дошкольников.
- Сформировать сенсорные эталоны, обучая детей способам обследования предметов.
- Развивать познавательные способности, аналитическое восприятие у детей дошкольного возраста.
- Воспитывать познавательный интерес, любознательность;
- Повышать компетентность родителей в организации работы по сенсорному воспитанию дошкольников посредством дидактической игры.
Формы и методы реализации проекта:
Методы: игровой, словесный, наглядный, практический.
Формы:
совместная предметная деятельность воспитателя и детей;
игровые занятия, дидактические игры, наблюдение, рассматривание;
выполнение самостоятельных предметных действий.
Предполагаемый результат.
Овладение детьми сенсорными эталонами и развитие мелкой моторики.
Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.
Педагоги продолжают освоение метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Этапы реализации проекта.
1. Этап — подготовительный.
На первом подготовительном этапе будет подобрана и изучена методическая и справочная литература по сенсорному развитию детей. Проведена диагностика детей и анкетирование родителей.
В конце данного этапа будет разработан план работы с детьми и родителями, а так же создана предметно-развивающая среда в группе. При создании предметно-развивающей среды будут соблюдены санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещённость, целесообразность размещения материала и доступность, соответствие возрастным особенностям детей, эстетичность.
№ Содержание работы Сроки
- Подбор и изучение методической и справочной литературы Сентябрь
- Диагностирование детей в рамках проекта Сентябрь
- Анкетирование родителей Сентябрь
- Разработка поэтапного плана работы с детьми и родителями Октябрь
- Создание предметно-развивающей среды Октябрь– апрель
- Этап – основной.
На втором основном этапе проекта будет осуществляться деятельность по реализации плана работы с детьми и родителями.
На третьем заключительном этапе будут подведены итоги реализации проекта, выявлены достижения и недостатки, определены перспективы, обобщён опыт работы и представлен на конкурсах различного уровня.
МЕРОПРИЯТИЯ
|
ЦЕЛЬ
|
СРОКИ
|
Д/и «Красивый букет»
|
Познакомить детей с цветами спектра и их названиями.
|
Октябрь
|
Д/и «Цвета»
|
Учить детей подбирать карточки с нужным цветом карандашей к другой карточке. Развивать наблюдательность, внимание, память.
|
|
Д/и «Найди на ощупь»
|
Учить детей сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования формы предметов.
|
|
Д/и «Сложи бочонки»
|
Формирование умения детей устанавливать отношение предметов по величине.
|
|
Д/и «Волшебный мешочек»
|
Учить определять название запаха предмета, устанавливать отношения между предметом и его запахом.
|
|
Д/и «Дырявый коврик»
|
Учить находить среди геометрических фигур недостающие элемента коврика.
|
|
Д/и «Шнуровка»
|
Развивать мелкую моторику рук, точность глазомера, тренировать усидчивость.
|
|
Д/и «Волшебный лес»
|
Практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине.
|
Ноябрь
|
Д/и «Найди одинаковые »
|
Учить распределить разные виды игрушек разных размеров по пяти коробкам.
|
|
Д/и «В какую коробку?»
|
Работать над умением дифференцировать различные геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения.
|
|
Д/и «Разложи фигуры по местам!»
|
Закреплять знания плоских геометрических форм – квадратом, кругом, треугольником, овалом,прямоугольником. Формирование умения подбирать нужные формы разными методами.
|
|
Д/и «Тактильные крышечки»
|
Учить находить ткани разных фактур на ощупь.
|
|
Д/и «Самая длинная, самая короткая»
|
Учить раскладывать разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Называть ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.
|
Декабрь
|
Д/ игра «Запомни свой цвет»
|
Формирование умения детей группировать объекты по цвету.
|
|
Д/и «Картинка из фигур»
|
Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры.
|
|
Д/и «Где солнышко»
|
Развивать умение определять положение предмета в пространстве.
|
|
Д/и «Квадратики с секретом»
|
Учить ощупывать предметы и находить к ним пару.
|
|
Д/и «Шумовые яички»
|
Учить дифференцировать неречевые шумы, находить одинаковые по звучанию «яички».
|
|
Игровое занятие «Сказка о том, как радуга в воде купалась»
|
Познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной.
|
|
Д/и «Определи на ощупь»
|
Учить детей находить определенный предмет на ощупь и называть его.
|
Январь
|
Д/и «Почини одежду зайчатам»
|
Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их.
|
|
Д/игра «Чередование флажков»
|
Совершенствование умений детей сравнивать предметы по цвету (оттенки цветов).
|
|
Д/игра «Подбери к шарикам круги»
|
Формирование умений соотносить объемные предметы с их плоским изображением (круг, шар).
|
|
Д/и «Какого цвета не стало?»
|
Определить, какого цвета не стало.
|
|
Д/и «Найди такой же вкус»
|
Учить находить кислый, сладкий, соленый и горький вкус.
|
Февраль
|
Д/и «Какой музыкальный инструмент»
|
Учить различать на слух музыкальный инструмент.
|
|
Д/игра «Кому какой?»
|
Совершенствование умений детей сравнивать предметы по цвету и величине.
|
|
Д/игра «Выкладывание орнамента».
|
Вырабатывание у детей умения воспринимать взаимное расположение фигур.
|
|
Д/и «Какого цвета предмет?»
|
Учить детей под карточку с изображением контура предмета подбирать карточку необходимого цвета.
|
|
Д/и «Гвоздики-резиночки»
|
Закреплять знания разнообразных видов геометрических фигур, линий, изображать их с помощью резиночек.
|
|
Д/и« Собери гирлянду»
|
Учить детей по памяти собирать гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.
|
|
Д/и «Шумовые яички»
|
Закреплять умение дифференцировать неречевые шумы, находить одинаковые по звучанию «яички», развивать логическое мышление, внимательность, память.
|
Март
|
Д/и «Из каких фигур состоит машина?»
|
Учить определять по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней фигур.
|
|
Д/и « Из чего сделано?»
|
Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса).
|
|
Д/и «Разноцветные комнаты"
|
Продолжать развивать представление детей об основных цветах спектра.
|
|
Д/и «Геометрическое лото»
|
Освоение умений выделять различные формы.
|
|
Д/и «Найди пару»
|
Закреплять умение находить одинаковые по цвету и рисунку картинки, закреплять знания геометрических фигур.
|
|
Д/игра «Окраска воды».
|
Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте.
|
|
Д/игра «Картинка из фигур»
|
Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры.
|
Апрель
|
Д/игра «Кто высокий?»
|
Формирование умения понимать относительность высоты предмета.
|
|
Д/и «Большой – маленький»
|
Закреплять умение детей подбирать предметы по величине.
|
|
Д/и «Кто чем питается»
|
Развивать мелкую моторику рук, закреплять знания о домашних и диких животных.
|
|
Д/игра «Мозаика»
|
Формирование умения воспринимать и воспроизводить взаимное расположение мозаики на плоскости с учетом их цвета.
|
|
Игровое занятие «Домашний лимонад»
|
Совершенствовать знания детей о значении воды, ее свойствах и вкусовых качествах.
|
|
Работа с родителями.
№
|
Мероприятия
|
Сроки
|
1.
|
Анкетирование родителей.
|
Сентябрь
|
2.
|
Создание предметно-развивающей среды
|
Октябрь - апрель
|
3.
|
Консультации «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»
Привлечение родителей к изготовлению дидактических игр по сенсомоторике.
|
Октябрь
|
4.
|
Выставка игр, пособий, способствующих обогащению и накоплению сенсорного опыта дошкольников.
Методические рекомендации для родителей
« Сенсорное воспитание ребенка в семье».
|
Ноябрь
|
5.
|
Беседа «Дидактическая игра в жизни ребёнка».
Памятка «Чему обучается ребенок в игре?»
|
Декабрь
|
6.
|
Консультация «Предметно-развивающая среда дома».
|
Январь
|
7.
|
Консультация «Роль дидактических игр по сенсорному воспитанию и мелкой моторике».
|
Март
|
8.
|
Индивидуальные беседы.
|
Октябрь-апрель
|
9.
|
Презентация по овладению сенсорными умениями детей в детском саду.
|
Апрель
|
3 этап – заключительный.
На третьем заключительном этапе будут подведены итоги реализации проекта, выявлены достижения и недостатки, определены перспективы.
Итоговое занятие «Домашний лимонад».
Список использованной литературы:
1.Детство:Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.-СПБ.ОО «ИДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС»,2016.-352с
2.О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа.
3. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Под редакцией Л.А.Венгера
4. «Сенсорное воспитание в детском саду» Под редакцией В.Н.Аванесовой, Н.Н.Поддьякова.
5. «Развитие игровой деятельности».Средняя группа. Москва 2014г.
6.«Сборник дидактических игр для детей 4-7 лет» . Л.Ю.Павлова
7.Метлева JI. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей». СпБ.: «Детство-Пресс», 2005. Саду» №3-2007
8.Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего
возраста», М.,1983.
|