Дизайн – деятельность как средство развития детского творчества |
Развивающие занятия | |||
Автор: Серик Светлана Валериевна | |||
14.09.2024 12:48 | |||
Дизайн – деятельность как средство развития детского творчества г. Ульяновск Аннотация: значимость формирования творческой личности на современном этапе определяется в качестве одной из важнейших задач педагогической теории и практики, вследствие чего ее решением необходимо начинать заниматься в дошкольном возрасте, который, с позиции большинства исследователей, является сензитивным периодом для развития творческих начал. В статье рассмотрены возможности интерактивной художественно-продуктивной технологии «Детский дизайн» как средства развития детского творчества. Ключевые слова: творчество, дети старшего дошкольного возраста, творческое развитие дошкольников, детское творчество, детский дизайн, дизайнерская деятельность дошкольников. Abstract: the importance of developing a creative personality at the present stage is defined as one of the most important tasks of pedagogical theory and practice, as a result of which its solution must be started in preschool age, which, from the position of most researchers, is a sensitive period for the development of creativity. The article considers the possibilities of the interactive artistic and productive technology "Children"s Design" as a means of developing children"s creativity.
Keywords: creativity, senior preschool children, creative development of preschoolers, children"s creativity, children"s design, design activities of preschoolers. Развитие человеческого общества возможно лишь при условии позитивных качественных изменений в различных сферах жизнедеятельности людей, которые происходят благодаря креативным личностям, готовым к активности творческого характера и способным к проявлению творчества в любой деятельности. Это обусловлено тем, что творческий человек активен, его интерес к жизни безграничен и разносторонен по проявлениям, вследствие творческого отношения к миру многое осваивается не только легко, но и прочно. Творческий человек способен самостоятельно мыслить и принимать нестандартные решения. Именно способность к творчеству отличает людей от представителей животного мира. Творческое начало закладывается в дошкольном возрасте, поскольку любые виды способностей зарождаются именно в этот возрастной период[1]. Ввиду этого социальный заказ государства в дошкольном образовании направлен на развитие социально-активной творческой личности ребенка. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве одной из базовых задачдошкольного периода определяет «…сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка, развитие его творческого потенциала», а содержание одной из основных образовательных областей ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие» предусматривает «…реализацию самостоятельной творческой деятельности детей» [5, с. 17]. Необходимо отметить, что сама сущность понятия «детское творчество» заключена в его условности, поскольку ребенок не производит новых идей, не создаёт уникальных произведений, первостепенным является сам процесс деятельности, в котором ребенок выражает свои эмоции. Многими исследователями, в числе которых: Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и другие подчеркивается, чтодля творческого развития детям требуется определенная система знаний, умений, навыков, владение различными способами деятельности, которые ребенок может получить только в процессе взаимодействия со взрослыми. При благоприятном руководстве у дошкольника фиксируется развитие творческого воображения, а продукты его творческой деятельности отображают в себе творческие способности ребенка, что подтверждает тот факт, что развитие творчества представляет собой целенаправленный процесс обучения[3]. Результаты исследований многих ученых подтверждают позитивное влияние активных методов обучения на формирование у дошкольников творческих способностей и увеличение их творческой активности. «Детский дизайн» представляет собой интерактивнуюхудожественно-продуктивную технологию, которая обладает значительным развивающим потенциалом для всех сфер личности, и в первую очередь способствует развитию творчества и творческого проектного мышления широкого спектра. Ценность дизайн-деятельности в современном дошкольном образовании состоит в преобразовании каждого ребенка в «квалифицированного пользователя» мира вещей, который не только обладает технологическими знаниями и умениями, умеет воспринимать красоту окружающей действительности, а также способен модифицировать окружающий быт в соответствии с законами красоты, трансформировать его с позиций дизайна, удобства, экологичности и человечности[4]. Старший дошкольный возраст благоприятен для начала изучения дизайн-деятельности в связи с тем, что старшие дошкольники, обладая определенным опытом изобразительной деятельности, способны создать образ (замысел) будущего изделия ввиду развития у них творческого воображения, также могут мысленно представить пути решения творческой задачи и реализовать задуманное, что свидетельствует о наличии у них предпосылок возможности обучения дизайнерской деятельности. В сущности, каждый ребенок является дизайнером, поскольку только дети с легкостью способны построить собственный мир, моделируя игровое пространство в соответствии со своими желаниями, используя предметы – заместители. Большинство исследователей свидетельствуют, что продуктивные виды изобразительной деятельности, такие как аппликация, конструирование, лепка и рисование, не только являются предпосылками творческого развития детей, но и знакомят детей с основами дизайна. Педагогу лишь необходимо продумать, где и как будут использоваться дизайнерские работы детей (например: в интерьере ДОО при оформлениимузыкального зала к празднику), чтобы ребёнок стал непосредственным творцом, создателем и потребителем созданного им продукта. Литература [1]Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2022. 448с. [2]Котлякова Т.А., Полякова О.Ю. Деятельность детского дизайна как средство развития творческого потенциала личности ребенка-дошкольника в соответствии с ФГОС // Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования: практика внедрения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (заочной). Казань: Школа, 2015. С. 141 – 145. [3]Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2022. 128 с. [4]Соколов М.В. Развитие творческих способностей у старшихдошкольников в дизайн-образовании // Worldscienceproblemsandinnovations: Сборник статей XXIIIМеждународной научно-практической конференции. 2018. С. 288 – 291. [5]Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. №265 (6241). URL: http: //rg. ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html (дата обращения 21. 07. 2024)
|