Лэпбук как современное средство развития и обучения детей. |
Развивающие занятия | |||
Автор: Сапарова Елена Николаевна | |||
06.09.2024 06:40 | |||
Лэпбук как современное средство развития и обучения детей. Сапарова Е.Н. воспитатель МАДОУ «Детский сад № 49 «Светлячок», г. Нижний Новгород В современной дошкольной педагогике происходят периоды модернизации образования. В детских садах активно внедряются инновационные технологии. Современные педагогические технологии определяют новые формы, методы, средства, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка и его развитие способностей. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка и является отличным способом закрепления и повторения материалов проекта или тематической недели. Цель: развитие и воспитание детей через внедрение инновационных педагогических технологий. Задачи:
Лэпбук обеспечивает:
Работу над изготовлением лэпбуков и его применение в работе с детьми мы начали давно. Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Лэпбук –это самодельная папка с кармашками, мини-книжками, различными подвижными деталями, окошками, которые ребенок может доставать, открывать, изучать, раскладывать. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети, его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской познавательной деятельности. Но, несмотря на кажущую простоту, в нем содержатся все необходимые материалы по теме. Он интересен и полезен и тем, что его можно делать совместно с детьми. Значение Лэпбука для ребенка:
Значение лэпбука для педагога следующее:
В результате изготовления лэпбука, у детей развиваются универсальные культурные умения, такие как:
Остановимся поподробнее на примере одного из лэпбуков «Животные леса». Совместное создание лэпбука является итогом проекта, длительность которого была 2 месяца. Цель данного лэпбука -это развитие познавательных способностей детей, систематизация знаний по средствам развивающих заданий и игр. Лэпбук изготовлен в виде папки на картонной основе, обтянутый тканью. В лэпбук вставлены отрывные кармашки в виде конвертов на липучках, в которых вложены различные игры на данную тему. Например, в игре «Кто где живет?» дети знакомятся с дикими животными, их детенышами, где живут, чем питаются. Данная игра также направлена на развитие речевых навыков развитие лексико-грамматических категорий и связной речи. В игре «Разрезные картинки» главная цель — это формирование представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, формировать умение складывать картинку из разрезных частей. Игра «Чьи уши? Чей хвост?» способствует речевому развитию детей, обогащению словаря притяжательными прилагательными. Работу с лэпбуком включали в разные виды деятельности: в совместную образовательную деятельность включали загадки и занимательный материал, в организованную образовательную деятельность – виды животных, их место обитания, чем питаются, название жилища, детенышей, также включали в самостоятельную деятельность детей — дети брали и играли в игру — лабиринт, загадывали друг другу загадки, обменивались занимательными заданиями, обводили по трафарету животных и их закрашивали. С целью взаимодействия с родителями были организованы выставка книг по теме. Дети совместно с родителями рисовали рисунки на тему «Животные леса», также родители изготовили мини- энциклопедии про каждого животного, в которую поместили краткую информацию о среде обитания животного, его детенышей, чем питаются, место обитания, а также добавили стихи, загадки и небольшие рисунки. С каждым родителем заранее обговаривалось содержание книжки, подбор иллюстраций, оформление. В тесном взаимодействии родитель –ребенок –педагог получились интересные и творческие книжки –малышки, где каждый родитель проявил свое творчество. Также у нас в группе имеются и другие лэпбуки по такимтемам: «Зима», «Цветы», «Новый год», «Наша армия», «Народное творчество». Детям очень нравиться выполнять задания как вместе с педагогом так и самостоятельно. По мере взросления детей мы добавляем в лэпбуки более сложные задания. В дальнейшем планируем продолжать работу над изготовление лэпбуков и по другим темам. Таким образом, лэпбук обеспечивает организацию совместной проектной деятельности, организацию индивидуальной и самостоятельной работы с детьми, организацию материала по изучаемой теме. Таким образом, лэпбук — это средство индивидуализации дошкольного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, приобщения детей к социокультурным нормам, формирования познавательных интересов и познавательных действий. Это игра, познание и творчество! Использование игровой технологи «лэпбук» позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.
|