ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ |
Развивающие занятия | |||
Автор: Гордеева Ольга Геннадьевна | |||
05.09.2024 01:31 | |||
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ Аннотация: В статье освещается проблема художественно – эстетического развития детей. Автор убежден в эффективности применения дидактических игр для решения задач этой образовательной области. Описывая алгоритм подготовки и организации игр, приводит примеры, которые апробированы на личной практике. Ключевые слова: художественно – эстетическое развитие, дидактическая игра, руководство, всестороннее развитие. Проблеме художественно — эстетического развития дошкольников сегодня уделяется большое внимание. Это обосновано тем, что художественно — эстетическое развитие — одно из важных направлений развития ребенка. Именно благодаря ему обогащается чувственный опыт, развивается эмоциональная сфера личности, активно познается нравственная сторона действительности, повышается и познавательная активность.
Исследованиями психологов и педагогов доказано, что творческие способности детей начинают развиваться ужев дошкольном возрасте, в то время, когда начинает меняться характер, тип деятельности по сравнению с ранним детством. Желание творить — это внутренняя потребность ребенка, которая возникает у ребенка самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Занятияхудожественно-изобразительной деятельностью увлекательны и интересны для ребенка – дошкольника. В этой деятельности он испытывает буйство чувств – от радости и восхищения до печали и неуверенности. Ребенкусвойственна передача на листе бумаги всех значимых для него эмоций при помощи карандашей и красок. Здесь он может проявить и все свои знания, умения, способности, воображение. Благодаря этому развивается его творческая активность. Ребёнок дошкольного возраста не способен создать произведение искусства, однако его творчество неразрывно связано с познавательной деятельностью (восприятием, представлением, образным мышлением), воображением и практической деятельностью. Первостепенным условием творческого развития дошкольников является создание таких условий, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. В качестве ведущих средств художественно — эстетического развития можно выделить дидактические игры и игрушки детей. И это обосновано. Любое задание дети принимают и выполняют лучше, если оно даётся в игровой форме. Рассмотрим преимущества использования дидактических игр:
Вне всяких сомнений, реализация этих функций требует системности и последовательности, а также грамотного руководства дидактической игрой. Суть таких игр и упражнений заключается в том, что у дошкольника появляется шанс проявить самостоятельность, инициативу, закрепить знания, повторяя те или иные практические действиянеограниченное количество раз. От этих условий зависит успех реализации задач художественно — эстетического воспитания детей дошкольного возраста. На основании этого особенно актуальным становится вопрос воспитания у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений и эстетических представлений. При этом можно использовать различные дидактических игр:
Следует отметить, что, как и любое другое, художественно-эстетическое развитие детей в процессе организации дидактических игр требует ответственного отношения и грамотного руководства со стороны педагога. Организуя дидактические игры, следуетпридерживаться следующего алгоритма:
Опираясь на потребности детей, уровень их индивидуального развития, возрастные особенности, педагог выбирает игру, соответствующую текущимобразовательным задачам. Отметим, чтоумело подобранная игра позволит создать условия для всестороннего развития детей. К примеру:
Перечисленные игрыможно создать своими рукамилибо приобрести в магазине. Об этом важно позаботиться заблаговременно. Когда реквизит подготовлен, педагог должен определить наиболее удобное время для проведения дидактической игры. Она может стать частью занятия и проводится в режиме дня как отдельная форма активности. Далее осуществляется выбор места для игры. Преимущество отдается местам в группе, защищенным от излишнего шума. Можно задействовать помещение спальной комнаты, если игра предполагает индивидуальную или подгрупповую форму работы. Важным элементом подготовки становится выбор методовруководства игрой. Среди них:
- наглядный (применение дополнительного оборудования в виде игрушек, иллюстративного материала, картин, природного или бросового материала, демонстрация игровых действий).
Этот этап предполагает непосредственное знакомство участников с правилами игры, ее содержанием, оборудованием для ее проведения. Педагог подробно объясняет ход и правила игры, демонстрирует игровые действия, аргументирует необходимость достижения предусмотренного результата. Обязательно определяется роль самого педагога в игре (он может быть участников, ведущим, болельщиком). Что это будет, во многом зависит от возраста детей, посещающих группу, уровня их подготовленности, сложности дидактической задачи и игровых правил. Принимая участие в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием).
Этот этап – крайне важный. Ведь результат игры – показатель ее эффективности, возможности корректировки и расширения диапазона применения. Подводя итоги, воспитатель подчеркивает, что результат игры зависит от умения преодолевать трудности, внимательности и дисциплинированности.
На данном этапе происходит выявление приемов подготовки и проведения игры: проводится рефлексия (какие приемы оказались наиболее эффективными в достижении поставленной цели, что не получилось и по какой причине). Это помогаетусовершенствовать как подготовку, так и сам процесс организации игры, а в будущем избежать ошибок. Помимо этого, глубокий анализ дает возможность выявить индивидуальные особенности каждого из воспитанников, а значит, впоследствии поможет грамотно добиться успеха в организации индивидуальной работы с ними. В заключение хочется напомнить, что педагог подбирает игру по всем разделам: знакомит воспитанников с народной игрушкой, продуктами декоративно – прикладного творчества, посудой, скульптурой, репродукциями картин художников, архитектурой. Отметим, что умело подобранная игра позволит создать условия для всестороннего развития детей. Подводя итоги, хочется отметить, что дидактические игры имеют колоссальное значение в обучении и воспитании детей. Касается это и развития эстетического вкуса и художественных способностей дошкольников. От того, как будет организована предметно – пространственная развивающая среда в группе, насколько грамотно будет подготовлено руководство дидактической игрой, будет зависеть то, насколько развитым выйдет ребенок из стен детского сада. Список информационных ресурсов:
|