«Лэпбук как инновационная технология в развитии детей дошкольного возраста» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Кудрявцева Татьяна Борисовна | |||
26.05.2024 11:42 | |||
«Лэпбук как инновационная технология в развитии детей дошкольного возраста» Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования мотивирует педагогов на поиск наиболее эффективных, инновационных форм, методов, приемов работы с детьми. В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности. Это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план дидактические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Одной из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых для детей является технология лэпбукинга.
В нашей стране он считается методом новым и пока еще не получил широкого распространения. Научной литературы по использованию лэпбуков на данный момент нет. Однако стоит знать, что лэпбукинг – самый популярный метод домашнего обучения, используемый родителями во всем мире. Впервые термин «лэпбук» появился в книге Тэмми Дьюби в 2006 г. Тэмми – писательница, а также homeschoolmom – мама, реализующая семейное обучение. Она живет в штате Вирджиния, США. В России идея использования этой технологии принадлежит Татьяне Пироженко – автору научнопопулярных и развивающих книг для детей. Лэпбук (lapbook, lap – колени, book – книга) – в дословном переводе с английского – книжка на коленях. Это небольшая интерактивная папка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, конвертов, подвижных кругов, стрелок, вынимающихся, разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Чтобы заполнить лэпбук, детям нужно выполнить увлекательные задания, провести наблюдения, изучить, проанализировать и систематизировать найденный ими материал. Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и про сто интересный вид совместной деятельности педагогов и ребенка, а также родите лей и ребенка. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к организации пространственной предметноразвивающей среды:
Лэпбук обеспечивает:
Дидактические разработки в виде лэпбука дают возможность педагогу привлекать воспитанников к активной исследовательской деятельности. Также, можно отметить, что создание лэпбука – это интерактивный вид деятельности, начиная от избрания темы и дизайна до реализации готового «продукта» технологии. Каждый раздел лэпбука, над которым работает ребенок, требует напряженной концентрации внимания, но так, как этот процесс протекает в игровой форме, исчезает проблема учебной перегрузки и происходит «погружение» ребенка к творческой деятельности, в основе которой лежит протекание мыслительных процессов различной сложности. Анализ литературы свидетельствует о том, что изготовление старшими дошкольниками лэпбука обеспечивает возможность научить их работать с разными источниками информации; сформировать умение анализировать, выделять основные компоненты информации; расширить и обогатить словарный запас детей, активизируя их коммуникативную компетенцию; формировать у старших дошкольников умение логически мыслить; научить представлять интересную информацию в необычной форме; создать здоровьесберегающую и эмоционально развивающую среду; расширять информационное пространство за счет создания исследовательской среды. Новизна данной формы работы с детьми обусловлена отсутствием системного использования лэпбуков в практике детских садов. Образовательный процесс в детском саду выстраивается на основе комплекснотематического планирования. Возникает проблема проведения итогового мероприятия, т.е. в конце каждой тематической недели должен представляться какойлибо продукт (мероприятие в виде развлечения, выставка работ, мастеркласс для родителей, досуг и другие формы работы). Было принято решение, что формой представления итогов недели будут тематические лэпбуки. В младших группах тематические папки изготавливают дети с родителями, а в старших группах ребята презентуют родителям свои лэпбуки, разработанные самостоятельно или совместно с воспитателем в качестве партнера.
|