РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В САДУ И ДОМА |
Развивающие занятия | |||
Автор: Барнышева Анастасия Николаевна Колоколова Марина Владимировна Фадеенко Надежда Михайловна | |||
21.05.2024 20:38 | |||
РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В САДУ И ДОМА Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это раз-витие точных движений пальцев рук и всей кисти (тонкой моторики). Начинать занятия по подготовке руки к письму, а не обучению письму нужно задолго до того момента, как ребенок пойдет в школу, чтобы развить мышцы кисти ребенка, сделать его пальчики ловкими и послушными, научить правильно и уверенно держать карандаш. Дети дошкольного возраста, а тем более дети с нарушениями речи испытывают большие трудности, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, уверенности и синхронности движений — что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Графомоторика имеет огромное значение для развития детей. Благодаря приобретенным в детстве навыкам и умениям, они не столкнутся с проблемами при письме в школе, будут правильно различать границы предметов, их формы. Также графическая моторика развивает лобные доли головного мозга, что благоприятно влияет на интеллектуальные способности детей.
Графомоторика — это не только развитие всем привычной моторики рук. Графомоторика или графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно держать карандаш, фломастер, улучшит качество письма. Если у ребенка плохо развита графомоторика, в школе он столкнется с множеством проблем. Как помочь ребенку? Прежде всего мы стали развивать и усовершенствовать графические навыки, которые включают в себя: Мелкую мускулатуру пальцев. Необходимы упражнения, которые бы развивали двигательные способности пальцев, увеличивали их силу и выносливость. Зрительный анализ. Ребенок должен ориентироваться в пространстве, различать понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз», «в центре», «посередине». Графический рисунок. Детям предлагается обводить по контуру, штриховать, дорисо-вывать, дополнять рисунок графическими элементами. Графические символы. Необходимы знания элементарных геометрических фигур. Есть конкретные графомоторные упражнения, в которых предлагается выполнить точные задания: обвести линию, заштриховать, написать буквы, не отрывая руку от листка бумаги. Работа по графомоторным навыкам дошкольников в ДОУ предусматривает решение следующих задач: 1. Развивать мелкой мускулатуры рук:
2. Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов:
3. Формировать и совершенствовать пространственных представлений:
4. Формировать навыки учебной деятельности:
В своей работе руководствуемся следующими принципами:
В нашей группе развитие графомоторных навыков имеют широкое применение. Начали нашу работу с графомоторных дорожек. Сначала проходили одним пальцем, потом двумя пальцами обеих рук одновременно. Сейчас уже выполняем упражнения с помощью карандаша. Для выполнения графических заданий используем простой мягкий карандаш. Задания четко формулируем и показываем, как правильно его выполнять. Например, вести линию с верху вниз, слева на право, линии должны идти параллельно, штриховать без пробелов, не выходя за контур. Постоянно применяем в нашей работе разнообразные пальчиковые гимнастики. На утреннем круге, на занятиях, в вечернее время перед индивидуальной работой. Используем следующие упражнения, которые очень нравятся нашим детям: срисовывание геометрических фигур, «Соедини по точкам», «Продолжи узор» (по клеточкам), «На-рисуй такую же фигуру». Мы стараемся, чтобы родители стали активными помощниками и участниками в работе с детьми с ОВЗ. В начале учебного года проводим родительское собрание в группе, рас-сказываем про план работы на предстоящий год и показываем, какой материал мы будем использовать в работе с детьми. В частности, «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста». Показываем родителям, как пользоваться такими картами, вместе с ними пробуем работать по ним. В течение года проводим с родителями игровые тренинги, даем родителям этот материал домой для закрепления упражнений в домашних условиях. Таким образом, если не проводить работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в трудности освоения навыков письма, а именно: в небрежный неразборчивый почерк, быструю утомляемость руки, слабую фиксацию рабочей строки. Развитие графо моторных навыков играет огромное развитие в формировании личности ребенка. Эти умения позволят детям не сталкиваться с возможными сложностями при письме в школе, а также с общей успеваемостью. Список литературы
|