Педагогическая находка «Использование техники батик в развитии творческих способностей детей» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Власова Дарья Романовна | |||
10.04.2024 17:51 | |||
Педагогическая находка «Использование техники батик в развитии творческих способностей детей» «… ребёнок по своей природе – пытливый исследователь мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве…». В. А. Сухомлинский Воспитать творческого человека без красоты невозможно. На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изобразительной деятельности. В связи с этим процесс рисования нужно понимать не только как усвоение детьми определенных знаний и умений, а воспитание умения эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках. Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов и выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с различными изобразительными материалами.
Одним из интересных направлений декоративно-прикладного искусства является роспись по ткани (батик). С техникой батик я познакомилась ещё в колледже. Меня увлекло это занятие. Я стала собирать и подробнее изучать информацию, постепенно начала разбираться в материалах и различных технологиях исполнения батика. Как педагога, работающего с детьми, меня заинтересовал вопрос: а будет ли интересна эта техника детям и как именно эту технику применить в работе с детьми дошкольного возраста. Обучение технике батик необходимо выстраивать последовательно, с учётом постепенного усложнения техники, сложности задания. Наиболее эффективными для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием техники батик считаю использование данных методов и приёмов:
Важным условием успешного развития способностей ребенка на занятиях по технике батик является разнообразие и вариативность работы. Чтобы создать рисунок, ребенку требуется активная работа воображения и наличие определенных знаний, умений и навыков. Также это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Техника «Батик», одна из древнейших технологий, имеющая широкое распространение в современном искусстве. Слово батик происходит от малайского племени батаков, применявших особые способы при росписи тканей. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и по сей день популярна одежда, расписанная вручную. Индонезийское слово «batik», в переводе «ba» — хлопчатобумажная ткань, а «tik» — «точка» или «капля», т. е. батик обозначает «рисовать каплями на ткани». Ребенок с помощью техники батик учится видеть, чувствовать, оценивать все по законам красоты, у него развивается художественный вкус. Техника батик позволяет создавать новые оригинальные замыслы в рисунках на ткани, формирует у детей интерес к изобразительному творчеству. На сегодняшний день такой вид росписи ткани стал очень популярен по всему миру, только не все знают как происходит процесс нанесения рисунка на ткань. В работе по батику используются акриловые краски. Они не токсичны, разводятся водой, легко смываются, пока краска не высохла. Для детей можно использовать гуашь или акварель. Ткань для батика подойдет всех видов. Для классического батика используется шелк, но можно ограничиться синтетическими материалами или хлопчатобумажной тканью. Экспериментировать можно в баночках с водой. Самая легкая работа в этой технике — на белой ткани. Для детей роспись по ткани оказывается очень интересным и увлекательным занятием, простым в исполнении, и в тоже время весьма эффективным по результатам. Наблюдая за тем, как яркая краска медленно растекается по ткани, ребенок чувствует себя волшебником и он готов фантазировать и творить. С детьми дошкольного возраста знакомство с этим видом декоративно-прикладного творчества начинается с игры в сказку. Поэтому занятия эти не простые, а волшебные, такие как «Волшебный сундучок» (история возникновения техники), «Волшебные узоры» (знакомство с различными узорами) и т.д. Можно отметить, что наибольший интерес у детей вызывает создание акварельных переливов (работа по мокрому фону с вливанием цвета в цвет) и использование кристаллов соли и ниток. Детям старшего дошкольного возраста доступно несколько видов техники батик:
Холодный батик Холодный батик основан на применении резервирующего состава, ограничивающего растекаемость краски по полотну. Художественная особенность этого способа росписи в том, что обязательный цветной контур придает рисункам четкий графический характер. Резервирующий состав наносят на ткань в виде замкнутого контура. Хорошее проникновение резерва в ткань – важнейшее условие в контурной росписи. Если при нанесении контура останутся пропуски и разрывы, краска выйдет за пределы рисунка. После того как контур рисунка наведен, ему дают просохнуть. Начинать заливку цветом следует с самых светлых тонов, чтобы легче было перекрыть более темным тоном нежелательный брак. При этом не следует забывать, что участки рисунка необходимо равномерно насыщать краской, чтобы не образовались разводы. Свободная роспись Эта роспись очень сходна с работой акварельными красками по сырой бумаге. Её ещё называют акварельной техникой. Свободная роспись по тканям предполагает отсутствие каких-либо резервирующих веществ, ограничивающих растекание краски по ткани. Поскольку без них трудно получить чёткий рисунок, как правило, ткань перед свободной росписью грунтуют, используя концентрированный раствор поваренной соли или крахмал, ПВА. Ткань, натянутая ранее на раму, равномерно смачивается водой, но так, чтобы не стояли лужи (можно сделать губкой или кистью №5). Нанесение краски широкой плоской мягкой кистью на влажную поверхность ткани (растяжками цвета от светлого к тёмному и от тёплого к холодному). А нанесение изображения по чуть влажной ткани тёмным цветом крупными мазками. Далее необходимо высушить рисунок и дополнить детали по сухой ткани мелкими мазками. Узелковый батик Технология узелкового батика достаточно проста. Неожиданные эффекты возникают при работе в этой технике. Сначала ткань тщательно обматывается в виде различных узелков, после этого – опускается в краску, или краска наносится на узелки кистью (тогда необходимо смочить узелки водой, чтобы краска «плыла» на ткани). Таким образом, после окончания процесса покраски, узелки, которые были обмотаны нитками, остаются окрашенными. В результате такого способа на ткани будет получаться изображение, зависящее от способов завязки. Далее развязываем узелки и дополняем рисунок по своему желанию. Этот способ заключается в произвольном собирании ткани, завязыванию узлов в определенных местах. Солевая роспись Причудливые узоры и изумительные структуры, возникающие в результате использования соли при росписи картин в этой технике буквально завораживают. Причина этому – гигроскопические свойства соли: она поглощает влагу. Результат зависит от величины кристаллов соли. На влажную расписанную в свободной технике ткань посыпается соль (важно – не перестараться). Соль посыпается там, где цветовое пятно необходимо обогатить интересной фактурой. После полного высыхания красок аккуратно удаляются кристаллы соли. В процессе освоения техники батик у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эмоции, художественный вкус, творческие способности. Каждый способ рисования в этой технике – это маленькая игра, которая позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения. Данная техника нетрадиционного рисования содействует развитию инициативы, самостоятельности, создает эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторима. Ценность данной техники является поистине уникальной, так как овладение ею доступно и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Они приобретают бесценный опыт, положительные эмоции, которые составляют основу психологического здоровья и эмоционального благополучия, расширяется их кругозор, развивается творческая фантазия и полезные навыки рукоделия, что позволяет детям с ОВЗ чувствовать себя более уверенно не только в детском коллективе, но и в современном социуме. Данная технология может быть использована в практической деятельности педагогами в дошкольных образовательных учреждениях, педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов, родителями.
|