СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕКВИЗИТА В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ) |
Развивающие занятия | |||
Автор: Лапина Наталья Сергеевна | |||
17.05.2024 07:14 | |||
СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕКВИЗИТА В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ) УДК 373. 24 Лапина Наталья Сергеевна, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Ягодка» г. Симферополь, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования Аннотация: в данной статье рассмотрены особенности развития танцевальных способностей детей дошкольного возраста, и специфика постановки танцев для детей с использованием реквизита. Ключевые слова: особенности детского танца, танцевальный реквизит, хореографическая композиция. Целью данной работы является рассмотреть особенности постановки танца с использованием реквизита, как средства развития хореографических способностей детей дошкольного возраста и их образного мышления. А также определить основные ошибки создания и использования реквизита в танце. Танец занимает особое место среди множества форм художественного воспитания детей дошкольного возраста. Музыкальные занятия, в которые входит изучение различных танцев, развивают образное мышление и фантазию дошколят, способствуют гармоничному, пластическому развитию. В сочетании с музыкой, пением и изобразительным искусством танец дает возможность раскрыть творческий потенциал современного ребёнка. Полноценное эстетическое совершенствование ребёнка в контексте его гармоничного духовного и физического развития, не может обходиться без хореографии, так как хореография даёт возможность обогащать эстетические впечатления ребёнка, формировать его художественный вкус, чувство прекрасного, приобщать к различным видам искусства. «Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность» [1, с.5]. Из чего следует, что современный ребёнок занимаясь по художественно-эстетическому направлению в контексте музыкальных занятий в дошкольном образовательном учреждении учится творить, воплощать свои фантазии посредством танца, гармоничных движений, раскрепощается и может развивать свои танцевальные способности. Таким образом, танец является одним из основных двигателей гармоничного развития ребёнка: «танец пробуждает творческие способности и даёт возможность, через гармонию движений эти способности реализовывать» [3, с.10]. Музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования в области хореографического искусства является проводником в мир хореографии, пластики и ритмики. А также первым учителем и наставником дошкольника в этом интересном и многогранном искусстве. Танец является начальной ступенью в базовом процессе разностороннего развития современного ребёнка. Хореографическая композиция или танец является одним из проявлений способностей ребёнка выразить себя как физически, так и эмоционально. Задача постановщика танца помочь дошкольнику «вжиться в образ» заложенный в танце, понять и передать его смысл. Танец в детском саду естественно отличается от хореографических композиций в кружках и коллективах дополнительного образования, где дети приобретают определённую более глубокую танцевальную подготовку, прежде всего простым содержанием движений и рисунком танца, четким ритмом и понятным ребенку образом. Так как дети не имеют специальной хореографической подготовки, предполагающей исполнение, например, сложных трюковых, акробатических и виртуозных элементов, а также танцевальных поддержек, перед постановщиком танца становится вопрос об увеличении зрелищности танца, его красочности иными средствами [2]. Самым простым средством является реквизит (атрибуты). Реквизитом является различные отдельные предметы, или их совокупность, призванных придать выразительность и чистоту движений танца. Реквизит является материальным оформлением хореографической композиции, и делится на категории. По своей сущности реквизит (атрибут) подразделяется на подлинные и бутафорские:
С функциональной точки зрения реквизит делится на стационарный и «мобильный», являющийся атрибутом или аксессуаром. Стационарный реквизит чаще всего определяет содержание танца, например, реквизит камин с носками, определяет, что тема танца «День святого Николая», возле него танцуют, а носки на камине и конфеты в них являются атрибутом танца, с которыми дети непосредственно взаимодействуют, то есть носки и конфеты – «мобильный» реквизит. Исходя из этого, при постановке танца музыкальному руководителю / хореографу необходимо учитывать особенности использования реквизита и атрибутов танца, и не допускать типичных ошибок. Рассмотрим типичные ошибки создания и использования реквизита к танцу. Первое, что необходимо помнить постановщику танца, что реквизит является только дополнением танца, то есть изобразительным средством, но ни в коем случае не центральным «персонажем» танца. Поэтому не стоит допускать следующих ошибок:
Соответсвенно, при выборе реквизита, нужно просчитать так называемые риски и прорепетировать, объяснить, показать особенности использования детям. Вплоть до специального «лопания» шаров, то есть своеобразной «порчи» реквизита. Конечно, это уже является спецификой репетиционного процесса создания танца [4]. 5. Следующее важное замечание – это материал реквизита. Материал, используемый в создании реквизита, должен быть качественным, не одноразовым, чтобы мог прослужить достаточное количество времени, и не рассыпаться в руках ребёнка. Также размеры (габариты) реквизита должны соответсвовать возрасту и росту исполнителя. Большой, либо наоборот маленький реквизит не будет гармонично «взаимодействовать» с артистом: либо ребёнок не сможет с ним танцевать, либо реквизит не будет виден зрителю, а значит не исполнит своё основное предназначение. Таким образом, определены типичные ошибки использования реквизита в танце для старшего дошкольного возраста. Учитывая данные ошибки, постановщик танца использует реквизит в качестве дополнения, и раскрытия смыслового содержания танцевальной композиции, понятной юному исполнителю, а также способствует раскрытию творческих способностей ребёнка старшего дошкольного возраста. Тем самым оказывает благоприятное воздействие на гармоничное развитие способностей ребёнка в художественно-эстетическом направлении дошкольного образования. Список литературы:
|