Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕКВИЗИТА В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ)
Развивающие занятия
Автор: Лапина Наталья Сергеевна   
17.05.2024 07:14

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕКВИЗИТА В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ)СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕКВИЗИТА В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ)

УДК 373. 24

Лапина Наталья Сергеевна, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Ягодка» г. Симферополь, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования

Аннотация: в данной статье рассмотрены особенности развития танцевальных способностей детей дошкольного возраста, и специфика постановки танцев для детей с использованием реквизита.

Ключевые слова: особенности детского танца, танцевальный реквизит, хореографическая композиция.

Целью данной работы является рассмотреть особенности постановки танца с использованием реквизита, как средства развития хореографических способностей детей дошкольного возраста и их образного мышления. А также определить основные ошибки создания и использования реквизита в танце.

Скачать конспект

Танец занимает особое место среди множества форм художественного воспитания детей дошкольного возраста. Музыкальные занятия, в которые входит изучение различных танцев, развивают образное мышление и фантазию дошколят, способствуют гармоничному, пластическому развитию. В сочетании с музыкой, пением и изобразительным искусством танец дает возможность раскрыть творческий потенциал современного ребёнка.

Полноценное эстетическое совершенствование ребёнка в контексте его гармоничного духовного и физического развития, не может обходиться без хореографии, так как хореография даёт возможность обогащать эстетические впечатления ребёнка, формировать его художественный вкус, чувство прекрасного, приобщать к различным видам искусства.

«Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность» [1, с.5]. Из чего следует, что современный ребёнок занимаясь по художественно-эстетическому направлению в контексте музыкальных занятий в дошкольном образовательном учреждении учится творить, воплощать свои фантазии посредством танца, гармоничных движений, раскрепощается и может развивать свои танцевальные способности.

Таким образом, танец является одним из основных двигателей гармоничного развития ребёнка: «танец пробуждает творческие способности и даёт возможность, через гармонию движений эти способности реализовывать» [3, с.10]. Музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования в области хореографического искусства является проводником в мир хореографии, пластики и ритмики. А также первым учителем и наставником дошкольника в этом интересном и многогранном искусстве. Танец является начальной ступенью в базовом процессе разностороннего развития современного ребёнка.

Хореографическая композиция или танец является одним из проявлений способностей ребёнка выразить себя как физически, так и эмоционально. Задача постановщика танца помочь дошкольнику «вжиться в образ» заложенный в танце, понять и передать его смысл. Танец в детском саду естественно отличается от хореографических композиций в кружках и коллективах дополнительного образования, где дети приобретают определённую более глубокую танцевальную подготовку, прежде всего простым содержанием движений и рисунком танца, четким ритмом и понятным ребенку образом. Так как дети не имеют специальной хореографической подготовки, предполагающей исполнение, например, сложных трюковых, акробатических и виртуозных элементов, а также танцевальных поддержек, перед постановщиком танца становится вопрос об увеличении зрелищности танца, его красочности иными средствами [2].

Самым простым средством является реквизит (атрибуты). Реквизитом является различные отдельные предметы, или их совокупность, призванных придать выразительность и чистоту движений танца. Реквизит является материальным оформлением хореографической композиции, и делится на категории.

По своей сущности реквизит (атрибут) подразделяется на подлинные и бутафорские:

  • подлинные – скамейки, подушки, гармошки, платки и т. д.;
  • бутафорские – деревья, камин, факелы, мороженое и т.д.

С функциональной точки зрения реквизит делится на стационарный и «мобильный», являющийся атрибутом или аксессуаром. Стационарный реквизит чаще всего определяет содержание танца, например, реквизит камин с носками, определяет, что тема танца «День святого Николая», возле него танцуют, а носки на камине и конфеты в них являются атрибутом танца, с которыми дети непосредственно взаимодействуют, то есть носки и конфеты – «мобильный» реквизит.

Исходя из этого, при постановке танца музыкальному руководителю / хореографу необходимо учитывать особенности использования реквизита и атрибутов танца, и не допускать типичных ошибок.

Рассмотрим типичные ошибки создания и использования реквизита к танцу.

Первое, что необходимо помнить постановщику танца, что реквизит является только дополнением танца, то есть изобразительным средством, но ни в коем случае не центральным «персонажем» танца. Поэтому не стоит допускать следующих ошибок:

  1. Любой реквизит должен быть понятен юному танцору, то есть понятен смысл его использования в танце.
  2. Стационарный реквизит должен только дополнять сценографию композиции, быть функциональным и безопасным в использовании (не должен мешать, перекрывать танцоров и т.д.), а также быть легким в установке, переносе, и при необходимости, демонтаже.
  3. Атрибуты / аксессуары танца не должны быть громоздкими, тяжёлыми, и неудобными в держании. Юному исполнителю должно быть комфортно использовать любой реквизит.
  4. Безусловно, что реквизит и аксессуары должны быть безопасными в использовании, например, зонтики с механическим закрытием, могут при закрытии защемить пальцы детей, это следует учесть; или надувные шары, при неосторожном использовании могут лопнуть, и испугать исполнителей, тем самым нанести «психологическую травму».

Соответсвенно, при выборе реквизита, нужно просчитать так называемые риски и прорепетировать, объяснить, показать особенности использования детям. Вплоть до специального «лопания» шаров, то есть своеобразной «порчи» реквизита. Конечно, это уже является спецификой репетиционного процесса создания танца [4].

5. Следующее важное замечание – это материал реквизита. Материал, используемый в создании реквизита, должен быть качественным, не одноразовым, чтобы мог прослужить достаточное количество времени, и не рассыпаться в руках ребёнка. Также размеры (габариты) реквизита должны соответсвовать возрасту и росту исполнителя. Большой, либо наоборот маленький реквизит не будет гармонично «взаимодействовать» с артистом: либо ребёнок не сможет с ним танцевать, либо реквизит не будет виден зрителю, а значит не исполнит своё основное предназначение.

Таким образом, определены типичные ошибки использования реквизита в танце для старшего дошкольного возраста. Учитывая данные ошибки, постановщик танца использует реквизит в качестве дополнения, и раскрытия смыслового содержания танцевальной композиции, понятной юному исполнителю, а также способствует раскрытию творческих способностей ребёнка старшего дошкольного возраста. Тем самым оказывает благоприятное воздействие на гармоничное развитие способностей ребёнка в художественно-эстетическом направлении дошкольного образования.

Список литературы:

  1. Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования, обучающихся по специальности 0317 «Педагогика доп. образования» / Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. – М.: Гуманитар. — изд. центр ВЛАДОС, 2003 (Казань: ГУП ПИК Идел-Пресс). – 254 с.
  2. Зарецкая, Н.В. Танцы для детей среднего дошкольного возраста: пособие для практических работников ДОУ / Н.В. Зарецкая. – М.: Айрис-Пресс, 2008–108, [1] с.
  3. Савчук, О. Школа танцев для детей: [от 3 до 14 лет] / О. Савчук – Санкт-Петербург: Ленинградское изд-во, 2009. – 221, [1] с.
  4. Шарова, Н.И. Детский танец: учебное пособие / Н.И. Шарова. – 4-е изд., – Санкт-Петербург: Планета музыки, 2022. – 64 с.
  5. Богданов, Г.Ф. Культурное наследие России. Воспитание молодежи: учебное пособие для вузов / Г.Ф. Богданов. – Санкт-Петербург: Планета музыки, 2023. – 196 с.
  6. Носкова-Бекк, О.Л. Танцевально-ритмическое развитие детей 3–7 лет. Танцезингия: учебное пособие / О.Л. Носкова-Бекк. – 2-е изд., Санкт-Петербург: Планета музыки, 2023. – 48 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год