Умственные карты – уникальный инструмент в развитии психических процессов ребёнка дошкольного возраста. |
Развивающие занятия | |||
Автор: Солонина Юлия Ивановна | |||
25.12.2023 06:23 | |||
Умственные карты – уникальный инструмент в развитии психических процессов ребёнка дошкольного возраста. Ю.И. Солонина МБДОУ «Детский сад №1» Новохопёрский муниципальный район Аннотация: «Вы, наверное, думаете, что всё это слишком сложно для детского мозга. Ничего подобного. Поскольку Умственная карта отражает внутренние процессы, происходящие в мозгу ребёнка, ему намного проще понять эту карту, чем любую другую форму информации». [1, с 129] Ключевые слова: карта ума; интеллект-карта; психические процессы; развитие; ассоциации; творчество; память. Каждый педагог, стремясь реализовать себя в профессии в современном и быстро развивающемся образовательном пространстве, ищет новые методы и формы, идеи и подходы, и всё это должно не только соответствовать возрастной категории дошкольников, но и должно быть интересным, а главное эффективнымв решении главных задач педагога. И метод интеллектуального картирования для меня оказался именно таким.
Это метод, который является уникальным и в тоже время простым, он позволяет быстро запоминать большой объём информации, повышает познавательную активность детей в разных видах деятельности, а также при взаимодействии друг с другом и со взрослыми. Мозг ребёнка получает возможность самовыражаться в не линейной форме, включая следующие элементы: память, ассоциации, место, эффект фон Ресторфа (эффект первого появления). «Рис. 1 Рисуем интеллект-карту» При составлении умственных карт в работу включаются оба полушария, открывается путь для творчества, к нему подключается многогранная природа слов и окружающей действительности, что позволяет детскому мозгу выразить свою индивидуальность. Тони Бьюзен (британский психолог) – автор данного метода, методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности. я «Карты ума» ещё называют «ментальные карты», «карты памяти», но чаще всего используется термин «интеллект-карты». С дошкольниками данныйметод был предложен к использованиюдля развития связной речи кандидатом педагогических наук Акименко Валентиной Михайловной. Данный метод даёт хорошую результативность, так как в нём используется:
С дошкольниками карты можно использовать по следующим направлениям: «Рис. 2 Изучение объекта»
«Рис. 3 Итоговая интеллект-карта» 3. Развитие связной речи – составление рассказов и воспроизведение сказок по интеллект-карте (составление простых и сложных предложений; самостоятельное и последовательное изложение своих мыслей, дети более активны при разговоре; могут формулировать вопросы и отвечать на них распространенно; словарь разнообразен и точен; можно работать по подгруппам, индивидуально и фронтально). С интеллект-картой дошкольники запоминают информацию легко и эмоционально, ярко работает воображение, что очень стимулирует мыслительную деятельность, побуждает искать ассоциации, рассказывать, пересказывать, рассуждать и общаться. Рекомендации по составлению умственной карты. «Рис. 4 Цветная интеллект-карта по теме «Живая природа» Возьмите чистый лист неразлинованной бумаги формата А4 и нарисуйте в центре главную тему. По возможности используйте не менее 3-х цветов и рисуйте творчески и с удовольствием, чтобы настроить мозг на работу. Нарисуйте несколько толстых изогнутых отростков от центрального изображения. Каждый из них- будет символизировать ваши основные мысли по поводу главного предмета. Напишите около каждого отростка соответствующим цветом ключевые слова. Эти отростки будут вашими вспомогательными темами. Затем нарисуйте более тонкие ответвления, исходящие от основных отростков. У вас должно получиться настоящее дерево. Однако следите за тем, чтобы все линии были связаны друг с другом. Это разветвление можно продолжать и дальше, если у вас есть желание, при этом надписи будут становиться все мельче. Их можно изображать различным шрифтом. При необходимости иллюстрируйте отдельные темы рисунками, чтобы дать опору для памяти и помочь своему мышлению. При этом будут задействованы оба полушария мозга. [1, с 128-129] Я хотела бы закончить словами Антуана де Сент-Экзюпери: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы — пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов; обучите их приёмам и способам, которые помогут их постигать» [2]. Список литературы:
Солонина Юлия Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №1» Новохопёрского муниципального района, с. Елань-Колено
|