СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА. |
Развивающие занятия | |||
Автор: Кравчук Анастасия Игоревна Попова Елена Александровна | |||
23.12.2023 22:29 | |||
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА.
Воспитатели МАДОУ – детский сад № 46 Г. Киселёвск, Кемеровская область- Кузбасс Аннотация: в статье рассматривается методика развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста. Раннее детство – особый период становления органов и систем и прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей. Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Но если усвоение происходит стихийно. Без разумного педагогического руководства взрослых. Оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой. Первый год жизни: обогащение ребёнка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися игрушками, хватать предметы разной формы и величины. Второй — третий год жизни: дети должны научиться выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать преставления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Четвертый год жизни: у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закреплённые в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающих между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Учитывая данные исследований по психологии и педагогик, свою работу с детьми 3-го да жизни построила на основе игры, так как именно в игре развиваются все психические процессы ребёнка. Результатом на этапе стала разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина). При подборе и составлении игр, взяла за основу систему развивающих игр, используя следующие принципы: совмещение в деятельности ребёнка элементов игр забав, через которые расширились задачи познавательной ребёнка элементов игр-забав, через которые решались задачи познавательной деятельности; постепенное усложнение задачи и условия игры: повышение умственной активности в решении предлагаемых задач. Изучив литературу по развитию сенсомоторики детей дошкольного возраста, изготовила игры и пособия на развитие сенсомоторных навыков: «Весёлые прищепки», «Подбери колёса к машине», «Посади бабочку на цветок», «Нанизывание колец по цвету», «Ладошки». Для их создания использовала самый доступный и простой материал: цветные карандаши, фломастеры, картон, цветную бумагу, крышки от пластмассовых бутылок, магниты, прищепки, мелкие игрушки, пирамидки, матрешки. Привлекала к данной работе и родителей. При размещений игр в игровом пространстве группы учитывала поставленную задачу (научиться точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (Цвет, форму, величину, расположение в пространстве) и вариант её выполнения. Задания располагала на столах в игровой зоне, в зоне познавательного развития. Отмечу, что обучение в форме игры получается интересным, занимательным. У детей формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их сенсорного восприятия, что позволяет им включаться в коллективную деятельность и общение. У детей повысился интерес, они с удовольствием играют в подвижные и дидактические игры, как на занятиях, так и в свободной игровой деятельности. Стали более ловкими, гибкими, внимательными, наблюдательными — это применение игрового метода для развития сенсорных способностей детей. Следующим этапом работы было проведение обучающих занятий в игровой форме, которые, как известно, в дошкольном возрасте создают положительный эмоциональный фон, на которых умственные, психические процессы протекают наиболее активно. При этом на протяжении всего периода работы по данному направлению большое внимание уделяла детям с низким уровнем развития. Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. В связи с этим окружающий мир он воспринимает однобоко. «Вернуть» всё полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами в условиях группы ДОУ позволяет сенсомоторный уголок. Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада – это вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования. Такой уголок предназначен главным образом: Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние, и. т. д.); Развитие мелкой моторики; снятие мышечного напряжения, достижения комфортного самочувствия детей; создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка; активизация процессов мышления, внимания, восприятия, памяти; повышения интереса к самостоятельной и экспериментальной деятельности малышей; Сенсомоторный уголок используется как на организованных занятиях, так и в самостоятельной деятельности (игровой, поисково- экспериментальной). В подборе сенсомоторных материалов следует учитывать безопасность для жизни и здоровья детей. Одним из показателей полноценного развития ребёнка является уровень развития мелкой моторики. Развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. Упражнение с камешками, металлическими шариками шершавыми предметами оказывают тонизирующее действие. Такие упражнения улучшают память, развивают координацию движений, снижают усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит, развивать речь ребёнка. Итак, основными принципами сенсомоторного уголка являются: доступность безопасность разнообразие объектов. То есть, чем большее число сенсорных систем используется в процессе воспитания и обучения детей, чем они доступнее для детей, тем эффективнее и успешнее происходит их развитие. В сенсомоторном уголке нашей группы размещены следующие игры и предметы для организации игр и проведения и упражнений: 1. Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины: «Сравни предметы по высоте»; «Самая длинная, самая короткая» (ленты различные по длине, по цвету материала); «Разноцветные фигуры» (простейший геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник) различные по количеству, по цвету, материалу, величине); «В какую коробку?» (пять видов игрушек разных размеров, пять разным коробкам в зависимости от размера); «Дальше – ближе» (картинки с нарисованными предметами: какие нарисованы ближе, а какие дальше). 2. Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: «Какого цвета не стало» (разноцветные фигуры и предметы; «Какого цветом предмет» (картинки различных предметов (помидор, яблоко, дом, и. т. д.) и разноцветные квадраты из прозрачного пластика. Задание: подобрать необходимый цвет предмета; «Собери гирлянду» (набор разноцветных фигур и карточки с образцами гирлянд); Задание: собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом «Какого цвета?» (парные картинки с изображениями предметов одного цвета, различные по оттенку). 3. Дидактические игры на развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек» (яркий цветной мешочек, в котором лежат мелкие предметы различные по фактуре материала, размеру); «Платочек для куклы» ( «платочки» треугольной формы разные по фактуре материала, небольшая кукла); «Узнай фигуру» (набор из разных по фактуре материалов). Задание: на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру; «Найди пару» (парные предметы различные по форме, фактуре материала). Задание: на ощупь найти пары одинаковых предметов. 4. Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы: «Форма» (картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму). Задание: найти предмет указанной формы. «Геометрические фигуры» (картинки с изображением предметов, состоящих из геометрических фигур). Задание: назвать геометрические фигуры из которых состоит предмет. «Найди пару» (картинки с изображением геометрических фигур и предметов по форме, похожих на эти формы). «Что лишнее?» (карточки с изображением трех,, четырех предметов, 2-3 из которых схожи по какому-либо признаку, а 1 отличается «лишняя». Кроме того, в уголке присутствуют постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия. Для развития восприятия:
Слуховое восприятие — кассеты и диски со звуками: крики животных и птиц, звуки транспорта, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев и. т. д. – приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, необычные музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки. Осязание – кусочки меха, ткани, шнурки, различные виды бумаги – предметы для создания холодного и горячего (грелка. Формочки для льда – выпуклые буквы, цифры, различные фигурки – разные по форме мелкие предметы – различные крупы а мешочках подносы для круп, баночки. В результате проведенной работы высокого уровня сенсомоторного развития достигли 27% детей, среднего 52%, на низком уровне остался 21% обследуемых детей. По оценке специалистов ДОУ дети овладели более рациональными приёмами обследования окружающего мира, у них активнее формируются знания об определенных сенсорных эталонах, повысилась работоспособность, познавательная и поисковая активность, улучшилось состояние общей и мелкой моторики. Список литературы
|