РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Развивающие занятия | ||||||||||||||||||
Автор: Дёмина Екатерина Владимировна | ||||||||||||||||||
23.12.2023 23:17 | ||||||||||||||||||
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В статье рассматривается проблема развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Раскрывается понимание дефиниции эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии. Также в статье представлены результаты диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Ключевые понятия: эмоциональный интеллект, дети старшего дошкольного возраста, способность к распознаванию эмоций, эмпатия, гуманистический, смешанный, эгоцентрический тип эмпатии. THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE The article deals with the problem of development of emotional intelligence in children of preschool age. The understanding of emotional intelligence defenition in domestic and foreign psychology is revealed. The article also presents the results of the diagnosis of emotional intelligence of preschool children.
Key concepts: emotional intelligence, preschool children, ability to recognize emotions, empathy, humanistic, mixed, egocentric type of empathy. У детей старшего дошкольного возраста отношения со сверстниками становятся более устойчивыми, они лучше начинают их понимать и в том числе эмоциональные состояния. Дети, которые слабо ориентированы на эмоциональные состояния окружающих людей, менее популярны среди сверстников, хуже адаптируются в социуме. Поэтому проблема исследования эмоционального интеллекта старших дошкольников является актуальной и требующей решения в практике. Мы считаем, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешной жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно, умением контролировать свои чувства; способностью сознательно влиять на свои эмоции; умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их); способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим; умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения; способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему [3: с. 58]. Цель нашего исследования заключается в теоретическом обосновании и поисков путей развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. теоретический анализ литературы показал, что среди наиболее значимых источников определения эмоционального интеллекта следует отметить публикации таких российских исследователей, как Андреевой И. Н., Батурина Н. А., Выготского Л. С, Карпова А. В., Люсина Д. В. и др. Тем не менее, на сегодняшний день тема эмоционального интеллекта определена в наибольшей степени именно западными исследователями психологами и социологами. Необходимо отметить важнейшую роль публикаций Бар-Она Р., Гарднер Г., Гоулмана Д., Кетс де Врис М., а также Сэловей П., МэйерДж. и Карузо Д. Рассмотрим несколько вариантов определений эмоционального интеллекта. Д. Гоулман обозначает эмоциональный интеллект как «способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей» [1: с. 34]. Ревен Бар-Он, автор аббревиатуры «EQ» описывает эмоциональный интеллект как «все не когнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями». Из вышеперечисленных определений становится понятно, что на сегодняшний день ученые не пришли к единому пониманию «эмоционального интеллекта», поэтому существует множество определений и моделей эмоционального интеллекта. В 2004 г. российский психолог Люсин Д.В. предложил принципиально новую модель эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект автор определяет как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими [2: с. 3]. Таким образом, на сегодняшний день существует несколько основных зарубежных моделей эмоционального интеллекта: Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо; Д. Гоулмана; Р. Бар-Она. Первая из них относится к модели способностей, остальные – к смешанным моделям [4: с. 435]. В отечественной психологии можно выделить модель эмоционального интеллекта, представленную Д. В. Люсиным, и модель М. А. Манойловой. При таком разнообразии подходов к столь сложному и неоднозначному феномену, как эмоциональный интеллект, в каждом из них можно отметить свои сильные и слабые стороны. В каждом из подходов к определению эмоционального интеллекта предлагаются различные варианты его измерения, основанные на различных представлениях о данном феномене. Концепция эмоционального интеллекта, разработанная Д. В. Люсиным, стала теоретической основой нашего исследования. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта хорошо понимают свои эмоции и чувства других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, и поэтому в обществе их поведение более адаптивно, и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими. Дети, c высоким уровнем эмоционального интеллекта быстрее восстанавливаются. Когда они грустят, сердятся или им страшно, попадая в трудную ситуацию, они быстро могут себя успокоить и прийти в норму, продолжив продуктивную деятельность. Многочисленные исследования ученых, свидетельствующие о том, что низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к затруднению в осознании и определении собственных эмоций, что повышает риск возникновения психосоматических заболеваний, как у детей, так и у взрослых. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ребенка. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста одного из дошкольных учреждений г. Москвы в количестве 45 человек в возрасте от 4 до 6 лет, из них 22 девочки и 23 мальчика. Были использованы следующие методы исследования: опрос. Для диагностики уровня развития эмоционального интеллекта дошкольников на констатирующем этапе мы использовали опросник для родителей и воспитателей, разработанный А.М. Щетининой. Опросник направлен на изучение характера проявлений эмпатических реакций и поведения у дошкольников, их готовность переживать значимые для них события и сопереживать близким людям. Так же мы использовали методику изучения способности к распознаванию эмоциональных состояний для детей 5-7 летнего возраста, Е.М. Листик. 1) Опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» А.М. Щетининой. Данные, полученные от респондентов, были обработаны и занесены в Таблицу 1. Таблица 1. Результаты диагностики по опроснику А.М. Щетининой.
Результаты диагностики характера проявления эмпатических реакций и поведения у детей показали, что у детей преобладают 2 типа эмпатических реакций. Самым распространенным типом эмпатических реакций у детей старшего дошкольного возраста в исследуемой выборке является гуманистический тип эмпатии. Дети с данным типом эмпатии проявляют интерес к состоянию другого, ярко эмоционально на него реагируют и идентифицируются с ним, активно включаются в ситуацию, пытаются помочь, успокоить другого, что интерпретируется как проявление гуманистической формы (высокой) проявления эмпатии. Количественная обработка данных показывает, что: «Гуманистический» тип - 84% (38 чел. из 45), «Смешанный» тип - 16% (7 чел. из 45). Смешанный тип эмпатии (в данной методике) представляет собой проявления и гуманистической, и эгоцентрической направленности эмпатийных реакций. Является переходным между данными типами (от эгоцентрической, к гуманистической). В выборке не было выявлено детей с эгоцентрическим типом эмпатии, при котором дети не проявляют интереса к эмоциональному состоянию других, слабо реагируют на их переживания и совершают эмпатийные действия лишь по побуждению взрослого. эгоцентрический тип относится к низкому уровню развития эмпатии.
Методика исследования способности к распознаванию эмоциональных состояний по выражению лица детьми старшего дошкольного возраста включает в себя 9 субтестов, направленных на изучение всех составляющих компонентов данной способности. Результаты диагностики представлены в таблице 2. Таблица 2.
Диагностика способности детей к распознаванию эмоций показала, что в выборке преобладают дети с высоким и средним уровнем развития данной способности. В ходе методики у испытуемых были сложности с определением эмоционального состояния, такого как «спокойствие», хотя у детей старшего дошкольного возраста уже существует сложившийся активный словарь эмоциональных состояний, и они способны дать название либо самой эмоции, либо ее однокоренных слов. Но, к сожалению, не все дошкольники смогли справиться с заданиями. Исследование эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста показало, что большинство детей ориентируются на эмоциональное состояние окружающих людей, могут распознавать их эмоции и понимают себя. Но в выборке также были выявлены дети, у которых низкий уровень развития распознавания эмоций, понимания эмоций других и своих переживаний. Особенности развития способностей детей понимать, распознавать эмоции других позволяет нам планировать программу дальнейшей работы для развития эмоционального интеллекта старших дошкольников. Литература:
|