Опыт работы по теме самообразования «Дидактические игры и сенсорное развитие» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Сетракова Людмила Николаевна | |||
23.12.2023 20:21 | |||
Опыт работы по теме самообразования «Дидактические игры и сенсорное развитие» Сентябрь 2023 РМО «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития… Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал В. А. Сухомлинский. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п. Одним из эффективных средств сенсорного развития детей возраста является использование дидактических игр – игровых заданий, направленных непосредственно на развитие сенсорных способностей (различение формы, цвета, объема и др.). Дидактические игры представляют собой не что иное, как игровое обучение. Обучение в форме игры основано на одной из закономерностей игровой деятельности ребенка – на его стремлении входить в воображаемую ситуацию, действовать по мотивам, диктуемым игровой ситуацией. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. Значение сенсорного воспитания
И поэтому я выбрала для себя тему самообразования: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр». Поставила Цель: — формирование сенсорных способностей у детей посредством дидактических игр. Для достижения данной цели определила следующие задачи:
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую, научно-методическую литературу, современные программы, нормативные документы, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников. Анализ научно-методической литературы, связанной с темой моей работы, позволил определить круг вопросов, выявить условия, при которых воспитание сенсорное развитие детей будет происходить наиболее успешно. Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. На 2 этапе – основном, мной был разработан перспективный план работы с детьми по проблеме, намечены мероприятия по сенсорному развитию детей. Свою работу я начала с создания предметно — развивающей среды. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта ребенка. Причем предметно — развивающая среда не только должна обеспечивать совместную деятельность детей по развитию сенсорных способностей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого. Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды учитывала:
Дидактический материал подбирала с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности. Исходя из этих требований, подготовила наглядные дидактические игры, которые и хочу вам представить. В группе есть игры и игрушек, в которых ярко выражены: цвет, форма, величина, материал: «Мозаика» — конструкторы «Лего», деревянный, пазлы, шнуровки, кубики (разного цвета и величины), пирамидки, игрушки- вкладыши (домик, куб, машина) строительный материал с деталями разного цвета, формы, величины; игрушки и веши с хорошо выраженными сенсорными признаками (посуда разного цвета и величины, салфетки, одежда для ряженья разного цвета и т.д.), и конечно «чудесный мешочек». 1. Игры для сенсорного развития: практический показ пособий: Цвет: -развивать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; -познакомить детей с названиями основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый); -развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием, -ориентироваться на цвет как на значимый признак, производить выбор цвета по слову. Цветная стирка Подбери по цвету Разноцветная посуда Спрячь игрушку Дидактические карточки для малышей Величина: -развивать умение ориентироваться на величину предметов;
«Собери пирамидку» «Собери картинку» «Овощи и Фрукты» «Большой — маленький» «Найди животному свое место» Форма: -закреплять знание названий форм;
Досочки Сегена Лото «Военная техника» «Найди продуктам свое место» «Найди фигуре свое место» «Геометрические заплатки» «Пластилиновые заплатки» «Найди животному свое место» «Найди фрукту свое место» Хочу показать находку из просторов интернета на сенсорное развитие «Мышки с мешочками». Мешочки с крупой — упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук: развивают мелкую моторику;
Что можно сделать с этими мешочками: просто перебирать их в руках;
Делаем это упражнение с каждой крупой; попросить ребенка найти мешочек с рисом, фасолью и т. д. Ребенок трогает и ищет. Здесь не только развитие мелкой моторики, но и памяти, воображения; дать малышу в руки один мешочек и просить определить, что за крупа там находится. Ожидаемым результатом своей работы я вижу ребенка, который умеет:
Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.
|