Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт работы по теме самообразования «Дидактические игры и сенсорное развитие»
Развивающие занятия
Автор: Сетракова Людмила Николаевна   
23.12.2023 20:21

Опыт работы по теме самообразования «Дидактические игры и сенсорное развитие»Опыт работы по теме самообразования «Дидактические игры и сенсорное развитие»

Сентябрь 2023 РМО

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития… Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал В. А. Сухомлинский.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

 

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п.

Одним из эффективных средств сенсорного развития детей возраста является использование дидактических игр – игровых заданий, направленных непосредственно на развитие сенсорных способностей (различение формы, цвета, объема и др.). Дидактические игры представляют собой не что иное, как игровое обучение. Обучение в форме игры основано на одной из закономерностей игровой деятельности ребенка – на его стремлении входить в воображаемую ситуацию, действовать по мотивам, диктуемым игровой ситуацией.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Значение сенсорного воспитания

  • является основой для интеллектуального развития
  • развивает наблюдательность, внимание позитивно влияет на эстетическое чувство,
  • является основой для развития воображения
  • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

И поэтому я выбрала для себя тему самообразования: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр».

Поставила Цель: — формирование сенсорных способностей у детей посредством дидактических игр.

Для достижения данной цели определила следующие задачи:

  • создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
  • использовать элементы сенсорного развития во все виды деятельности;
  • формировать сенсорные эталоны, умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);
  • развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);
  • развивать аналитическое восприятие (умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины);
  • воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.);
  • взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей;
  • реализовывать системы мероприятий, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей.

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую, научно-методическую литературу, современные программы, нормативные документы, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.

Анализ научно-методической литературы, связанной с темой моей работы, позволил определить круг вопросов, выявить условия, при которых воспитание сенсорное развитие детей будет происходить наиболее успешно.

Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть.

На 2 этапе – основном, мной был разработан перспективный план работы с детьми по проблеме, намечены мероприятия по сенсорному развитию детей.

Свою работу я начала с создания предметно — развивающей среды. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта ребенка. Причем предметно — развивающая среда не только должна обеспечивать совместную деятельность детей по развитию сенсорных способностей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого. Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды учитывала:

  • индивидуальные социально- психологические особенности детей
  • интересы, склонности, предпочтения, потребности детей
  • возрастные особенности.

Дидактический материал подбирала с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности.

Исходя из этих требований, подготовила наглядные дидактические игры, которые и хочу вам представить.

В группе есть игры и игрушек, в которых ярко выражены: цвет, форма, величина, материал: «Мозаика» — конструкторы «Лего», деревянный, пазлы, шнуровки, кубики (разного цвета и величины), пирамидки, игрушки- вкладыши (домик, куб, машина) строительный материал с деталями разного цвета, формы, величины; игрушки и веши с хорошо выраженными сенсорными признаками (посуда разного цвета и величины, салфетки, одежда для ряженья разного цвета и т.д.), и конечно «чудесный мешочек».

1. Игры для сенсорного развития: практический показ пособий:

Цвет: -развивать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; -познакомить детей с названиями основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый); -развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием, -ориентироваться на цвет как на значимый признак, производить выбор цвета по слову.

Цветная стирка

Подбери по цвету

Разноцветная посуда

Спрячь игрушку

Дидактические карточки для малышей

Величина: -развивать умение ориентироваться на величину предметов;

  • соотносить по величине плоскостные и объемные фигуры
  • закреплять словесное обозначение величин ( «большой», «маленький», «больше», «меньше»)
  • обратить внимание на длину, высоту и ширину
  • знакомить со словами «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий»
  • развивать умение соотносить предметы по длине, высоте и ширине в действиях с ними, определять зрительно предметы резко различной величины.

«Собери пирамидку»

«Собери картинку»

«Овощи и Фрукты»

«Большой — маленький»

«Найди животному свое место»

Форма: -закреплять знание названий форм;

  • осуществлять выбор формы по ее названию
  • развивать умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки
  • составлять целое из разных геометрических форм, подбирая нужные с помощью проб и примеривании
  • развивать умение соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами:

Досочки Сегена

Лото «Военная техника»

«Найди продуктам свое место»

«Найди фигуре свое место»

«Геометрические заплатки»

«Пластилиновые заплатки»

«Найди животному свое место»

«Найди фрукту свое место»

Хочу показать находку из просторов интернета на сенсорное развитие «Мышки с мешочками».

Мешочки с крупой — упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук:

развивают мелкую моторику;

  • развивают внимание и память (ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.)

Что можно сделать с этими мешочками: просто перебирать их в руках;

  • дать ребенку мешочек с рисом, например, сказать – там лежит рис.  Показать рис, дать потрогать рис в мешочке.

Делаем это упражнение с каждой крупой; попросить ребенка найти мешочек с рисом, фасолью и т. д. Ребенок трогает и ищет.

Здесь не только развитие мелкой моторики, но и памяти, воображения; дать малышу в руки один мешочек и просить определить, что за крупа там находится.

Ожидаемым результатом своей работы я вижу ребенка, который умеет:

  • выделять ряд свойств и качеств и называть их:
  • величина (большой, маленький, одинаковые)
  • форма (круг, квадрат, треугольник)
  • вес (легкий, тяжелый)
  • свойства материалов (прочность, твердость, мягкость)
  • структура поверхности (гладкая шероховатая)
  • группировать предметы по величине, форме, цвету
  • сравнивать два контрастных по величине предмета, используя прием наложения и приложения
  • различать геометрические фигуры, используя зрение, осязание
  • собирать целое из 4-6 частей
  • в дидактических играх выполнять постепенно усложняющиеся правила.

Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год