Сенсорное развитие детей раннего возраста |
Развивающие занятия | |||
Автор: Данилова Юлия Викторовна | |||
07.12.2023 13:06 | |||
Сенсорное развитие детей раннего возраста С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств самого рождения – только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Мы поговорим о том, как можно наилучшим образом познакомить детей раннего возраста (1, 6 -3 года) с такими значимыми признаками предметов, как цвет, форма, величина и количество. Что же такое сенсорное развитие? Сенсорные ощущения могут быть разными:
Разные сенсорные ощущения различаются по степени значимости в жизни человека. Доминирующее значение имеют зрительные и слуховые ощущения.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробыванию и другому. Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту и многообразие окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно – запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях. Но научить ребенка обследовать предметы и воспринимать их свойства еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает – сенсорные эталоны. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим, то есть является относительной). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Свои виды эталонов имеются во вкусовом восприятии – это четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т.п. Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Знание сенсорных эталонов учит пользоваться представлениями о разновидностях каждого свойства для анализа и выделения свойств самых различных предметов в различных ситуациях, то есть использовать их в качестве «единиц измерения». А начинаем мы знакомить малыша с сенсорными эталонами уже в раннем возрасте. Слово играет большое значение при усвоении сенсорных эталонов. В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные образы. Но при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были соединены – обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более стойкими, четкими. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время, а объект восприятия уже отсутствует в поле зрения. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название. Таким образом, именно при помощи слова удается закрепить полученные образы восприятия, формируя на их основе представления. Особая важность сенсорного развития ребенка раннего возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов окружающего мира – одна из приоритетных задач развития малыша. На втором-третьем году жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта. Это тот необходимый фундамент, на котором на следующих этапах обучения становится возможным систематизация накопленных опыта и знаний, их осознание, расширение, а также использование в разнообразных ситуациях (как во время обучения, так и в жизни). Малыша следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:
Знакомя малыша с различными свойствами предметов, помните, что пока не следует в обязательном порядке добиваться запоминания и употребления названий этих свойств. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Взрослый, занимаясь с ребенком, употребляет названия форм и цветов, но не требует этих названий от малыша. В этой статье подробно описаны методы знакомства детей раннего возраста с наиболее значимыми признаками предметов – цветом, формой, величиной и количеством. Не стоит при этом забывать о других признаках предметов – вес, фактура, температура, звучание, вкус и запах, однако их изучение выходит за рамки данной статьи. Основные признаки предметов мы предлагаем изучать на разных уровнях, с постепенным повышением сложности: сначала это практический уровень, когда малыш имеет возможность манипулировать предметом или игрушкой; затем мы используем картонные фигурки и карточки из настольных игр, которые ребенок также может брать в руки, перекладывать их; только после прохождения двух предыдущих уровней становится возможным выполнение графических заданий, а также выполнение устных упражнений. Изучение признаков предметов в ходе занятий рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием также требует отдельного разговора. Знакомство с цветом В отечественной педагогике принят такой порядок различения цветов – в виде последовательной смены этапов: 1. Сравнение предметов по цвету (без называния):
На этих этапах обучения знанию цветов спектра, взрослый не требует знания названий цвета от ребенка и сам называет цвета после выполнения ребенком задания. 2. Называние цвета – закрепление представлений о цвете в слове-названии: ребенок не только различает цвета, но и определяет их по названию, а в последующем называет их сам. Взрослый на занятии многократно повторяет названия цветов, побуждая ребенка повторить и запомнить их. Дай красный кубик. А этот кубик какой по цвету? Правильно, синий. Изучать цвета и закреплять знания о цветах можно несколькими разными способами:
- предлагая малышу разнообразные обучающие раскраски. Здесь вы найдете описание игр с дидактическими игрушками и настольными играми, которые помогают познакомить малыша с цветом. Начинайте обучение с 4-х цветов: красный, желтый, зеленый и синий. Только после того, как ребенок научится без труда узнавать и различать эти основные цвета, запомнит их названия, можно постепенно добавлять следующие цвета: белый и черный, оранжевый, коричневый, фиолетовый. Во время занятий постоянно называйте цвета, чтобы ребенок имел возможность хорошо запомнить их названия, однако в раннем возрасте не советуем требовать от ребенка самостоятельного называния цветов: если называет – хорошо, а если нет – научится позже. Игры с использованием игрушек и предметов Счётные палочки Подберите набор счётных палочек двух контрастных цветов и высыпьте их на столе перед малышом. Затем справа положите палочку одного цвета, а слева – палочку другого цвета и предложите ребенку рассортировать палочки по цвету: Давай разложим палочки на две кучки – сюда все такие, а сюда – вот такие! После выполнения ребенком задания подведите итог: Ты все правильно разложил – здесь все зелёные палочки, а здесь – все розовые. Молодец! «Найди свой круг» Задачи. Учить детей различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой». Оборудование. Плоскостные изображения кругов разного цвета. Ход игры. Выкладываю на столе плоскостное изображение, объясняю, что каждый круг должен найти свой цвет. Нужно помочь спрятать открытые круги. Рассматриваем круги, обращая внимание детей на то, что цвет круга совпадают. Затем дети выполняют задание. У каждого ребенка вначале по две пары объектов. В дальнейшем количество пар увеличивается. В конце занятия воспитатель подводит итог, называет цвет и показывает их.
|