Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие творческих способностей детей через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»
Развивающие занятия
Автор: Лапотникова Светлана Вячеславовна   
01.12.2023 17:18

«Развитие творческих способностей детей через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»«Развитие творческих способностей детей через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»

«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое» (Л. С. Выготский)

Каким бы не рос малыш — спокойным тихоней или шустрым непоседой — существует вид деятельности, способный творить чудеса.

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность, в том числе аппликация.

Аппликация — это вид творческой деятельности, во время которой происходит вырезание разнообразных фигур и наклеивание их на основу (как правило, бумагу или картон).

Занятия аппликацией имеют большое значение для развития ребенка:

  • Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов, различных величинах, многообразии материалов и оттенков цветов.
  • Для речевого развития детей: усвоение и название материалов, цветов и их оттенков; при обследовании предметов; при создании работы и т.д.
  • Для нравственного воспитания: в процессе работы над аппликацией у детей воспитываются нравственно-волевые качества – потребность и умение доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности, помогать товарищу и т.д.
  • В процессе работы над аппликацией сочетаются умственная и физическая активность. Для создания работы необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка.
  • Для эстетического воспитания: в процессе работы над аппликацией создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы.

Также аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей, развивают ручные умения, чувства формы, цветоощущение. Аппликация активизирует сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие.

Специфика освоения аппликации в младшем дошкольном возрасте

Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные элементы, сравнивать, накладывать одни на другие. Это позволяет быстрее усваивать композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций и изодеятельности в целом.

Учитывая особенности детей младшего дошкольного возраста (недостаточное развитие мелких мышц руки, слабая координация движений, слабый зрительный контроль за своими действиями), все формы и силуэты они получают в готовом виде, не используя самостоятельно ножницы.

В образовательных программах предусмотрено постепенное усложнение способов изображения и технических приемов, которыми дети должны овладеть в течение года.

На занятиях аппликацией воспитатель учит детей различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник. Этому должно предшествовать знакомство с данными геометрическими фигурами в дидактических играх, на занятиях лепкой. Дети узнают, что мяч круглый, снеговик состоит из округлых форм, колеса у тележки тоже круглые. Помимо данных фигур, можно использовать также овал, трапецию, но их названия не даются, они определяются на основе предметно-образных ассоциаций (яичко, крыша, лодка).

Действуя с различными по величине фигурами, дети учатся находить большие и маленькие части, одинаковые. Например, у неваляшки туловище круглое, большое, голова тоже круглая, но меньше, а руки маленькие, круглые, одинаковые.

В процессе занятий аппликацией дети учатся правильно называть, различать и соотносить с предметами цвета (елочка зеленая, флажок красный, цыпленок желтый). Задача ознакомления детей с основными цветами решается в рисовании и в аппликации параллельно.

Выполняя самые разные задания, дети обучаются простейшим ориентировкам на плоскости листа бумаги. Они должны усвоить пространственные понятия: вверху, внизу, в углу, в середине, прямо, рядом, сбоку, друг за другом. Например, платочки висят на веревочке рядом, круглая тарелочка украшена в середине цветочком.

Занятия декоративной аппликацией развивают у детей чувство ритма, симметрии. Например, располагая на полосе узор из цветов и листьев — «веночек», дети усваивают определенный ритм (цветок, листок, цветок, листок). Украшая коврик для куклы квадратами и треугольниками, они начинают чувствовать принцип симметрии (как в одном углу, так и в другом). Это важно для подготовки детей к декоративному рисованию, которое начинается в средней группе.

Основные программные задачи включают обучение приемам выкладывания и наклеивания форм на бумагу. Наиболее трудным для детей является овладение приемами наклеивания.

Темы занятий могут быть самыми различными, но все они должны содействовать выполнению программных задач. Знакомство с формами рекомендуется начинать с круга и квадрата, так как они, особенно круг, не требуют от детей сложной пространственной ориентировки на листе бумаги: как не клади круг, он все равно ляжет правильно.

Для освоения цветов бумаги нужно давать более контрастные: красный — зеленый, желтый — синий. Предлагая детям выполнять элементарные узоры на полосе, квадрате, круге, необходимо вначале использовать одинаковые, а затем разные по цвету, форме и величине фигуры.

Обучение детей составлению предметных изображений следует начинать с простых, состоящих из 2—3 частей, постепенно подводя к более сложным. Выполняя орнаментальные и предметные аппликации, дети должны постепенно усвоить слова, обозначающие те или иные пространственные положения фигур, и использовать эти знания в работе.

Все занятия в этой группе должны носить образный характер, темы понятны, доступны и интересны детям. В выборе тематики занятий воспитатель может проявлять самостоятельность, выдумку и индивидуальность, но необходимо четко разграничить предметную и декоративную аппликацию.

Предметная аппликация вначале должна быть проста. Дети учатся наклеивать предметные изображения на основе использования кругов, квадратов: шарики катятся по дорожке, альбом картинок, бусы, воздушные шары, разноцветные флажки, платочки на веревочке. Затем темы усложняются: грибок, мяч (из двух половинок), погремушка, цветок, снеговик, светофор, неваляшка, башенка, домик, цыпленок, флажок, конура, тележка, лодка с парусом.

Несложные декоративные аппликации проводятся с детьми на основе использования полосы, четырехугольника и круга. Детям они должны быть представлены как предметы, которые нужно украсить: полоса может быть кукольным шарфиком, закладкой для книг, ковровой дорожкой, веночком, пояском; четырехугольник — это коврик для куклы, нарядный платочек, скатерть; круг — красивая тарелочка, салфетка, клумба с цветами.

Помимо этого, иногда можно давать детям простые силуэтные изображения для украшения их узорами: чашка, бабочка, ведерко и т. д.

Иногда можно проводить и коллективные работы, особенно летом. Дети создают коллективные аппликации из готовых форм и силуэтов, например «Магазин игрушек» (малыши наклеивают разные силуэты игрушек, а некоторые игрушки составляют из отдельных частей), «Летний луг» (на большом зеленом прямоугольнике наклеивают различные по цвету, форме и величине силуэты бабочек, жуков, цветов).

Коллективные работы целесообразно использовать для украшения групповой комнаты, кукольного уголка. Они радуют детей, развивают эстетические чувства, стимулируют их желание заниматься аппликацией.

Использование элементов нетрадиционных техник в аппликации

Значимыми моментами использования нетрадиционных техник в развитии аппликации у детей младшего дошкольного возраста являются:

  • развитие мелкой моторики, благодаря разнообразию материалов, которые стимулируют их обследование и, следовательно, совершенствуют сенсорную сферу детей
  • создание интересного образа, благодаря различным материалам, которые могут «подсказывать» детям оригинальные сюжеты
  • многообразие материалов для аппликации, техник и способов крепления позволяет активизировать творческое экспериментирование (И. А. Лыкова)
  • простота некоторых техник облегает получение результата.

Перед началом занятия ребёнку предложите размять ладошки, пальчики. Здесь Вам могут помочь пальчиковые игры или следующие упражнения.

  • "Весёлые брызги" — встряхивание и расслабление кистей рук в различном ритме, имитирующие разбрызгивание капель воды.
  • "Пальчики стучат" — выстукивание пальчиками одновременно всеми или поочерёдно по любой твёрдой поверхности.
  • "Узнай предмет" — ребёнку предлагается с помощью пальцев рук "угадать" предметы, игрушки с ярко выраженными деталями.
  • "Пальчики здороваются" — кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного, мизинца.
  • "Торопливый жучок" — пальцы рук быстро передвигаются по поверхности стола.
  • Данные упражнения развивают мелкую мускулатуру пальцев рук, создают хорошее настроение.

Требования к занятию:

  • подготовьте рабочее место для ребенка: оно должно быть чистым, удобным;
  • во время работы обращаем внимание на то, чтобы ребенок не брал в рот клей или мазал им где попало;
  • следим, чтобы малыш не играл с ножницами, а использовал их по назначению (он должен понимать, что это — не игрушка, ведь, если в этот раз он не поранится, то, возможно, сделает это в ваше отсутствие).

Виды нетрадиционных техник аппликации в младшем дошкольном возрасте:

Модульная аппликация (мозаика)

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники.

Обрывная аппликация

Заключается в заполнении по принципу мозаики оторванными кусочками цветной бумаги внутри нанесённого контура изображения. Техника обрывной аппликации очень проста, доступна детям младшего дошкольного возраста. Очень нравится детям. Прекрасно развивает мелкую моторику пальцев рук.

Салфеточная аппликация

Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места.

Работы, выполненные в данной технике, отличаются оригинальностью, красочностью. Дети с удовольствием занимаются данным видом аппликации и получают удовлетворение от готовой работы.

Для более подготовленных детей есть возможность усложнить задачу, уменьшив размер сминаемых кусочков бумаги.

Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

  • возможность создавать шедевры без ножниц;
  • развитие мелкой моторики маленьких ручек;
  • развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
  • широкие возможности для проявления креатива.

Аппликация из ваты и ватных дисков.

  • Аппликация из ваты является прекрасным способом изготовления различных открыток или рельефных мягких картинок.
  • Для выполнения подобных работ, помимо ваты, можно использовать и ватные диски, которые во многих случаях очень сильно облегчают работу.
  • Детки младшего возраста придут в восторг от выполнения простейших аппликаций в виде гусеницы, цветка или снеговика. Кроме того, вату можно красить, и тогда пространство для художественного эксперимента расширяется.

Аппликация из природного материала

  • из засушенных растений
  • В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, трав, листьев, так называемая флористика. Работа с этим материалом вполне доступна детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус.
  • из семян и круп.
  • Для работы можно использовать различные крупы и семена. В своих первых работах использовали технику посыпания, когда на смазанную клеем поверхность, посыпается крупа, остатки стряхиваются. Следующие работы усложнялись: добавился горох, который нельзя просто насыпать, а необходимо выкладывать. Это занимает гораздо больше времени. Еще одна техника — это вдавливание. На основу наносим пластилин, после чего крупные круппы (фасоль, горох) в него вдавливаются. Работа с крупами прекрасно развивает мелкую моторику. Кроме этого дети узнают, как называются круппы, какие каши из них получаются

Аппликация из конфетти

  • Нащелкать дыроколом кружочки (цветочки, бабочки) из цветной бумаги. Нарисовать рисунок, намазать клеем, можно посыпать, а можно выкладывать по одному кружочку. Аппликации получаются яркие и интересные. Детям очень нравится данный вид аппликации.

Накладная аппликация:

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумывая образ и последовательно создаем его и накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Объёмная аппликация из цветной бумаги –

Это вид поделок с детьми, который не требует обучения, специальных инструментов или владения какими-то особенными навыками. Для того чтобы сделать красивую объемную аппликацию вам потребуются ножницы, клей, цветная бумага и желание сделать красивую поделку.

У детей занимающихся объёмной аппликацией повышается уровень внимания, терпения и усидчивости, а также развивается моторика рук.

Анализ использования методических разработок использования нетрадиционных техник позволяет предположить,

что нетрадиционные техники способствуют:

  • накоплению сенсорного опыта ребенка (действия с разнообразными материалами)
  • обогащение изобразительного, эстетического опыта
  • развитию моторики руки (вызывают не такие сложности, как в рисовании)
  • экспериментированию с различными материалами
  • развитию воображения, творчества ребенка
  • развитию интереса к аппликации (наклеивание различных материалов).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год