Практические аспекты развития игровых действий у младших дошкольников |
Развивающие занятия | |||
Автор: Тюкина Ольга Николаевна Шишкина Ольга Александровна | |||
29.11.2023 16:17 | |||
Практические аспекты развития игровых действий у младших дошкольников
МБУ Д/С № 116 «Солнечный» Г. Тольятти Самарской области Аннотация: на современном этапе из-за быстрого развития информационных технологий, у дошкольников значительно снижается уровень и качество развития игровой деятельности, умения общаться и договариваться со сверстниками в процессе игры. Особое значение в развитии игровых навыков и умений у детей имеет обучающее практическое взаимодействие со взрослым. Очень часто от взрослых мы слышим, как хорошо бы снова вернуться в детство. В понимании людей детство — это беззаботное время, когда основным видом деятельности является игра. Действительно, игра и, по мнению психологов, является основным видом деятельности в дошкольном возрасте.
В современном мире мы столкнулись с изобилием игр и игрушек. Дети все чаще играют в игровые приставки, планшеты, телефоны и т.д. и тем самым забываются игры, где ребенок формирует умение общаться со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Особое внимание хотелось бы уделить младшему дошкольному возрасту: умению детей общаться в игре со сверстниками, умению воспроизводить в игре сюжет из своей практики. Младшие дошкольники воссоздают в игре отношения в очень ограниченном, узком круге сюжетов. Как правило, это игры, связанные с непосредственной практикой самих детей. Они могут играть разными игрушками, выполнять два — три связанных между собой сюжетных действия (из конструктора построить гаражи, обыграть постройки для машинки и т. п.). В этом возрасте появляется взаимодействие с другими детьми на основе общего места игры (один строит, другой подает другу кирпичик), общего действия выполняемого одновременно с товарищами (вместе бегают, ползают, прыгают), общего предмета (катают друг другу машинки). Наблюдения из практики показывают необходимость серьезной, глубокой и систематической работы по формированию у детей игровых действий. Необходимо формировать умение детей играть с разными игрушками и предметами. Также формировать умение детей играть «рядом» и «вместе». Большое внимание в руководстве игровыми действиями детей занимает подбор соответствующего материала и обыгрывание новых игрушек в форме театрализованного представления, драматизаций знакомых потешек, прибауток, стихов; использование игрушек при чтении сказок, рассказов, стихотворений; создание игровых ситуаций. Все данные приемы используются для того, чтобы игра стала для детей интересной, увлекательной, самостоятельной деятельностью, чтобы каждый ребенок мог проявить в ней свои способности, научиться устанавливать эмоционально – положительные контакты со сверстниками. Для того, чтобы у детей в игре формировалось умение переносить наблюдение из жизни в игру, в совместной деятельности со взрослым можно предложить детям игры — занятия. В дальнейшем дети смогут самостоятельно или под небольшим руководством взрослого обыгрывать похожие сюжеты. В совместных играх положительным моментом является усиление речевой активности детей со сверстниками. Они сопровождают речью свои действия с конкретной игрушкой, могут даже договориться между собой о каком-либо определенном сюжете. Если дети не сумеют договориться между собой, игра распадается. Интерес к игре, желание участвовать в ей приводят к тому, что дети идут на взаимные уступки. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. В дальнейшем ребенок активно ищет повод для совместной деятельности, для установления отношений. Продолжительность общения в дальнейшем зависит от того, в какой мере ребенок овладел игровым употреблением предметов, умением создавать и реализовать игровой замысел. Для развития игровых умений и навыков младших дошкольников нами был разработан комплекс игр-занятий. Предлагаем Вашему вниманию примерный план – конспект одной игры — занятия. План — конспект игры-занятия «Построим гараж для машин» Цель: продолжать развивать интерес к играм с машинками и строительным материалом. Формировать умение детей объединяться по двое — трое для самостоятельной игры. Материал и оборудование: набор строительного материала: кубики, кирпичики, пластины; машины разных размеров. Ход игры: Воспитатель: «Ребята, сегодня утром я пришла на работу и увидела, что к нам в гости приехала машинка. Она говорит, что ей нужен домик. А как называют домик у машинки?» Дети: «Гараж» Воспитатель: «Поможем машинке — построим гараж» Воспитатель в ходе работы задает вопросы: «Из чего будем строить гараж? (из кирпичиков). Просит одного ребенка принести кирпичики. Как мы поставим кирпичики? (узкой стороной). Это будут стены гаража. А как сделать крышу? (надо положить кирпичик сверху на стены). Давайте, ребята, посмотрим сможет ли машина жить в нашем гараже? (Если машина большая, то воспитатель показывает, как построить высокий гараж). Теперь надо сделать двери, чтобы в гараже было тепло (при этом можно поставить один или два кирпичика, независимо от величины построенного гаража). В процессе строительства гаража воспитатель привлекает детей к работе: одному предлагает сделать забор, другому дорогу и т.д. Поощряет совместные игры детей. Можно предложить детям построить гаражи и для других машин, которые есть в группе. Список литературы
|