Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИГРЫ С ПЕСКОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Развивающие занятия
Автор: Селищева С.В., Хусаинова Н.В.   
16.11.2023 05:12

ИГРЫ С ПЕСКОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯИГРЫ С ПЕСКОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Селищева С.В., Хусаинова Н.В. МБДОУ д/сад № 235, г. Ульяновск

Экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста это необходимость нашего времени: детям надо показывать связь человека с природой,

его зависимость от нее, раскрывать суть природных процессов, законы природы, гармонию и красоту. Одним из приоритетных направлений своей Деятельности считаем экологическое воспитание детей через ознакомление с родным краем, его природными богатствами и полезными ископаемыми нашего Ульяновского края.

Наш детский сад в своей работе использует перспективное планирование коррекционной работы для детей с общим недоразвитием речи (под редакцией Нищевой Н.В.) и «Программу по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» (под редакцией Филичевой Т.Б, Чиркиной Т.В.). Примерное планирование составлено с опорой на типовую программу «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е Веракса, Т.С Комаровой, М.А Васильевой). В связи с многочисленными видами нарушений речи ребенка: от возрастных до патологических, упор делаем на игровые формы коррекции. Необходимость овладения ими диктуется обязанностью каждого педагога помогать ребёнку в преодолении трудно исправимых недостатков речи. Групп в которой мы работаем, неоднородна по составу (её посещаю

 

В связи с многочисленными видами нарушений речи ребенка: от

помогать ребёнку в преодолении трудно исправимых недостатков речи. Группа в которой мы работаем, неоднородна по составу (её посещают дети ограниченными возможностями здоровья) (далее ОВЗ) – дети с нарушением слуха, с тяжёлыми ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) — дети с нарушением слуха, C нарушением опорно-двигательного аппарата, с тяжёжелыми нарушениями речи). У детей с ОВЗ, как правило, неустойчивая самооценка, они не верят в собственные силы, эмоционально-волевая сфера у таких детей искажена. У них наблюдаются нарушения координации движений, замкнутость, агрессивность, гиперактивность, медлительность, сниженный уровень памяти, внимания, восприятия, мышления. Все компоненты языковой системы речи ниже возрастной нормы. Наша задача-помочь семье, воспитывающей такого ребенка помочь семье, такого ребенка. Необходимо предусмотреть не только коррекционные проблемы, направленные на предупреждение и преодоление недостатков речи, но и использовать другие приемы и методы воздействия. Необходим комплексный подход к нормализации речи детей с ограниченными возможностями здоровья. He секрет, что многие дети с ОВЗ относятся к определённым видам занятий без энтузиазма. Причин много, но главная- отсутствие у них интереса к учебной деятельности, потому что она даётся им с трудом.

Хочется поделиться опытом работы с детьми ограниченными с возможностями здоровья в условиях нашего ДОУ. Для уравновешивания эмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья Мы используем такой метод воздействия, как пескотерапия. Наши наблюдения показывают, что игры с песком положительно влияют на эмоции и являются замечательным средством для развития детей. Ребенок анализирует свои действия, лучше понимает себя и других, у него быстрее развиваются тактильно-кинестетические ощущения и мелкая моторика пальцев рук. Дети становятся более коммуникабельными, раскрепощенными. Особое значение придаем организации познавательной деятельности знакомству с песком, который после предварительного изучения впоследствии применяем в работе деятельностный подход. Мы с детьми рассматриваем различные образцы песка с детьми как пескотерапию, т.е. используем (речной, карьерный, кварцевый), знакомим с разнообразием окрасок, месторождениями кварцевых песков Ульяновской области (Ташлинское (стекольное сырье) и Лукьяновское (формовочное и стекольное сырье)) являющимися крупнейшими в России сырьевыми базами. Формируем представления детей об использовании речного песка, в качестве наполнителей для бетона, в изготовлении силикатного кирпича. (в качестве сырьевыми наполнителей для производства бетона, базами. Средний и крупный песок рекомендуется применять при устройстве дренажа. Мелкий песок применяется при выполнении кладочных и штукатурных работ. а есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду -получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, строительство жилых домов. Карьерный песок имеет широчайшие диапазон применения, от кладочных и штукатурных работ до тяжёлого бетона, благоустройства территорий, дорожных работ обратной и засыпке фундамента. Строительство, автомобильных дорог в нашей области не обходится без использования песка, так как он является важнейшим составляющим асфальта. Из песка делают наждачную бумагу и стекло, используют в фильтрах для очистки воды (учитывая современную экологию это очень важный момент). Применяется песок в дорожных работах очистки воды так как он является важнейшим составляющим асфальта. Из песка делают песок в дорожных работах и ландшафтном дизайне. Им посыпают зимние обледеневшие дороги, добавляют в грунт при разбивке клумб, газонов и при посадке деревьев. А ещё его привозят на детские площадки и в детские сады. Сооружают песочницы, где детвора играет в «строителей и скульпторов».

Он очень нужен детворе, Он и на стройке, и на пляже,

Он на дорожках во дворе,

Он в стекле расплавлен даже (песок)

Особенно актуальна при обучении детей с ОВЗ — игра с песком. Песок обладает способностью «заземлять» негативную психическую энергию. В настоящее время значительно возрос интерес педагогов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) к использованию игр с песком в работе с детьми. Песок — загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека, притягивать, как магнит. Песок может быть сухим и лёгким, ускользающим или влажным, плотным и тяжёлым, способным принимать любые формы. песок, как естественный природный материал, обладающий уникальными свойствами и способностью вызывать образы определённого характера, которыми не обладают другие материалы. Песок создаёт своеобразный мост между ребёнком и взрослым. Он позволяет проявиться тому, что прежде подавлялось или было неизвестным. Иногда при этом проявляются очень глубокие эмоции. Песок развивает творческие способности детей. Они узнают, как меняются свойства песка B зависимости от изменения внешних воздействий. Осваивают такие понятия как количество и счёт, цвет и форма, а так же развивают целый спектр умений и способностей. У детей развиваются познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а так же речь и моторика Игры с песком показаны всем, но особенно они полезны детям с проблемами в развитии. Эти игры для таких детей являются естественными, они их любят и не боятся. В коррекционной работе знакомство с песком начинается с тактильных ощущений, появляющихся от взаимодействия с песком. Следующий шаг — учить детей оставлять отпечатки рук, различных геометрических форм, что способствует лучшему запоминанию сенсорных эталонов. Параллельно с этим можно использовать упражнения с песком, направленные на развитее мелкой моторики. Это может быть перетирание песка между пальцами (самомассаж), зарывание рук, встряхивание рук, и многое другое: просеивание, рисование. Как только дети научились манипуляциям с песком можно перейти к более сложным играм, таким как: «Печём куличики», «Откопай разгадку», «Угадай, что спрятано» и т. д.

Игры с песком сопровождают рассказами, потешками, песенками, загадками. Для развития и обучения используем следующие игры:

Этап прикосновений и игр на поверхности песка, позволяющих снизить психофизическое напряжение, Мышечное напряжение, развивающих тактильную чувствительность,

устанавливать тактильную чувствительность, воображение. «Здравствуй, песок!», «Песочный дождик», «Песочный ветер», «Необыкновенные следы».

Дидактические Игры-упражнения позволяют устанавливать закономерности развивать и расширять позволяют закономерности, представления ребёнка об представления, ориентироваться на о сенсорных окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека, развивать пространственные «песочном листе»; закреплять понятия «верх-низ», знания эталонах, пространственных представлениях, развивать Зрительную памяти. Развивать зрительное и тактильное восприятие. Развивать зрительно-моторную координацию, процесс классификации, воображение. «Узоры на песке», «Мы создаём мир», «Мы едем в гости», «Песочные строители», «Кто к нам приходил», «Узоры на песке». Этап игр и упражнений с погружением рук в песок, которые позволяют развивать тактильную чувствительность, способствуют активизации интереса, зрительное «Песочные прятки» и т.д. восприятие, образное мышление «Откопай отгадку»,

На наш взгляд использование игр с песком, особенно тяжёлыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе. Мы используем игровые упражнения с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие задачи: развитие диафрагмального дыхания; развитие фонематических представлений; совершенствование грамматического строя речи; автоматизация поставленных звуков; обучение грамоте; развитие связной речи; развитие мелкой моторики; формирование слоговой структуры речи

Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже закомплексованному ребёнку, дольше сохранить работоспособность, а также повысить интерес к логопедическим занятиям. Мы хотим поделиться опытом использования несложных в организации логопедических игр, которые можно использовать в песочнице. Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания: при выполнении игровых заданий и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи. «Выровняй дорогу» от детской машинки педагог проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой. «Что под песком?» картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение «Помоги зайцу (беляку, русаку) замести следы» — в песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца. «Секрет» в песок неглубоко закапывается игрушка, предмет или камень (аммонит, белемнит, пирит, кошачий глаз — камни, встречающиеся в нашей области). Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное. «Ямка» ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке. Словарная работа: «Кто больше назовёт?» — ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово родственники» выкладывает ракушку, камешек на песке. «Слова- игра проводится аналогично предыдущей. Совершенствование грамматического строя речи: «Чего не стало?» — игра на закрепление использования существительных B родительном падеже единственного и множественного числа. Педагог стирает часть предметов на песочной картинке, a затем просить ребёнка назвать, что изменилось. «Машинка» — игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из- 44. Педагог расставляет машинки (модели УАЗ) по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других. «Подбери Слово» — ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их (камень — речной, аммонит в роде с существительными спиралеобразный). Развитие фонематических представлений — игра «Два короля». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков. «Спрячь ручки» спрятать руки в песок, услышав заданный звук. «Два замка» — под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки C дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы. «Два города» тазик с песком делится на две части. Ребёнок раскладывает предметы на две группы (кусочки сенгилита и кусочки белемнита) по заданию педагога. «Выложи узор» — дети выкладывают на песке бусы из цветных, речных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове. Формирование слоговой структуры слова: «Полоски» педагог (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово. «Раздели слово на слоги» — ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги. Развитие связной речи — «Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке (шишки сосновые, еловые, жёлуди и каштаны...). «Нарисуй и расскажи» — ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью. Обучение грамоте — «Найди буквы и назови». Педагог прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы. Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу». «Назови слово» — ребёнок достаёт спрятанную педагогом букву и называет слово, начинающееся на звук соответствующий букве. «Прочитай слово» — педагог пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями. Развитие мелкой моторики — «Песочный круг». Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушки т. д. Упражнение «Необыкновенные следы» «идут медвежата» ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок; «прыгают зайцы» ребёнок пальцами рук делает кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях; «ползут змейки» поверхность песка волнистой; и т.д. Использование песочной терапии позволяет развивать не только все

стороны речи. В песочной стране ребёнок и педагог легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения.

Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по

какой-либо причине отказываются выполнять различные традиционных занятиях. Именно поэтому нужно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях, где в органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт взрослых. Любая конфликтная ситуация, проигранная в песке, станет жизненным опытом самого ребёнка, который он будет использовать в дальнейшем. Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это даёт больше возможности для работы с детьми с ОВЗ, для развития детского творчества.

Литература:

  1. Грабенко, Т.М. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Детство-Пресс, 2004. — 66 с.
  2. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4-до 7 лет) / Н.В. Нищева. — СПб.: Детство-ПРЕСС, 2006. — 352 с.
  3. Филичева, Т.Б. Программа логопедической работы по преодолению Фонетико-фонематического недоразвития у детей / Т.Б Филичева, Т.В Чиркина. — М.: «Просвещение», 2010. — 320 с.
  4. Штейнхард, Л. Юнгианская песочная психотерапия / Л. Штейнхард. — СПб.: Питер, 2001. — 154 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год