ИГРЫ С ПЕСКОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
Развивающие занятия | |||
Автор: Селищева С.В., Хусаинова Н.В. | |||
16.11.2023 05:12 | |||
ИГРЫ С ПЕСКОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Селищева С.В., Хусаинова Н.В. МБДОУ д/сад № 235, г. Ульяновск Экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста это необходимость нашего времени: детям надо показывать связь человека с природой, его зависимость от нее, раскрывать суть природных процессов, законы природы, гармонию и красоту. Одним из приоритетных направлений своей Деятельности считаем экологическое воспитание детей через ознакомление с родным краем, его природными богатствами и полезными ископаемыми нашего Ульяновского края. Наш детский сад в своей работе использует перспективное планирование коррекционной работы для детей с общим недоразвитием речи (под редакцией Нищевой Н.В.) и «Программу по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» (под редакцией Филичевой Т.Б, Чиркиной Т.В.). Примерное планирование составлено с опорой на типовую программу «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е Веракса, Т.С Комаровой, М.А Васильевой). В связи с многочисленными видами нарушений речи ребенка: от возрастных до патологических, упор делаем на игровые формы коррекции. Необходимость овладения ими диктуется обязанностью каждого педагога помогать ребёнку в преодолении трудно исправимых недостатков речи. Групп в которой мы работаем, неоднородна по составу (её посещаю
В связи с многочисленными видами нарушений речи ребенка: от помогать ребёнку в преодолении трудно исправимых недостатков речи. Группа в которой мы работаем, неоднородна по составу (её посещают дети ограниченными возможностями здоровья) (далее ОВЗ) – дети с нарушением слуха, с тяжёлыми ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) — дети с нарушением слуха, C нарушением опорно-двигательного аппарата, с тяжёжелыми нарушениями речи). У детей с ОВЗ, как правило, неустойчивая самооценка, они не верят в собственные силы, эмоционально-волевая сфера у таких детей искажена. У них наблюдаются нарушения координации движений, замкнутость, агрессивность, гиперактивность, медлительность, сниженный уровень памяти, внимания, восприятия, мышления. Все компоненты языковой системы речи ниже возрастной нормы. Наша задача-помочь семье, воспитывающей такого ребенка помочь семье, такого ребенка. Необходимо предусмотреть не только коррекционные проблемы, направленные на предупреждение и преодоление недостатков речи, но и использовать другие приемы и методы воздействия. Необходим комплексный подход к нормализации речи детей с ограниченными возможностями здоровья. He секрет, что многие дети с ОВЗ относятся к определённым видам занятий без энтузиазма. Причин много, но главная- отсутствие у них интереса к учебной деятельности, потому что она даётся им с трудом. Хочется поделиться опытом работы с детьми ограниченными с возможностями здоровья в условиях нашего ДОУ. Для уравновешивания эмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья Мы используем такой метод воздействия, как пескотерапия. Наши наблюдения показывают, что игры с песком положительно влияют на эмоции и являются замечательным средством для развития детей. Ребенок анализирует свои действия, лучше понимает себя и других, у него быстрее развиваются тактильно-кинестетические ощущения и мелкая моторика пальцев рук. Дети становятся более коммуникабельными, раскрепощенными. Особое значение придаем организации познавательной деятельности знакомству с песком, который после предварительного изучения впоследствии применяем в работе деятельностный подход. Мы с детьми рассматриваем различные образцы песка с детьми как пескотерапию, т.е. используем (речной, карьерный, кварцевый), знакомим с разнообразием окрасок, месторождениями кварцевых песков Ульяновской области (Ташлинское (стекольное сырье) и Лукьяновское (формовочное и стекольное сырье)) являющимися крупнейшими в России сырьевыми базами. Формируем представления детей об использовании речного песка, в качестве наполнителей для бетона, в изготовлении силикатного кирпича. (в качестве сырьевыми наполнителей для производства бетона, базами. Средний и крупный песок рекомендуется применять при устройстве дренажа. Мелкий песок применяется при выполнении кладочных и штукатурных работ. а есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду -получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, строительство жилых домов. Карьерный песок имеет широчайшие диапазон применения, от кладочных и штукатурных работ до тяжёлого бетона, благоустройства территорий, дорожных работ обратной и засыпке фундамента. Строительство, автомобильных дорог в нашей области не обходится без использования песка, так как он является важнейшим составляющим асфальта. Из песка делают наждачную бумагу и стекло, используют в фильтрах для очистки воды (учитывая современную экологию это очень важный момент). Применяется песок в дорожных работах очистки воды так как он является важнейшим составляющим асфальта. Из песка делают песок в дорожных работах и ландшафтном дизайне. Им посыпают зимние обледеневшие дороги, добавляют в грунт при разбивке клумб, газонов и при посадке деревьев. А ещё его привозят на детские площадки и в детские сады. Сооружают песочницы, где детвора играет в «строителей и скульпторов». Он очень нужен детворе, Он и на стройке, и на пляже, Он на дорожках во дворе, Он в стекле расплавлен даже (песок) Особенно актуальна при обучении детей с ОВЗ — игра с песком. Песок обладает способностью «заземлять» негативную психическую энергию. В настоящее время значительно возрос интерес педагогов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) к использованию игр с песком в работе с детьми. Песок — загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека, притягивать, как магнит. Песок может быть сухим и лёгким, ускользающим или влажным, плотным и тяжёлым, способным принимать любые формы. песок, как естественный природный материал, обладающий уникальными свойствами и способностью вызывать образы определённого характера, которыми не обладают другие материалы. Песок создаёт своеобразный мост между ребёнком и взрослым. Он позволяет проявиться тому, что прежде подавлялось или было неизвестным. Иногда при этом проявляются очень глубокие эмоции. Песок развивает творческие способности детей. Они узнают, как меняются свойства песка B зависимости от изменения внешних воздействий. Осваивают такие понятия как количество и счёт, цвет и форма, а так же развивают целый спектр умений и способностей. У детей развиваются познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а так же речь и моторика Игры с песком показаны всем, но особенно они полезны детям с проблемами в развитии. Эти игры для таких детей являются естественными, они их любят и не боятся. В коррекционной работе знакомство с песком начинается с тактильных ощущений, появляющихся от взаимодействия с песком. Следующий шаг — учить детей оставлять отпечатки рук, различных геометрических форм, что способствует лучшему запоминанию сенсорных эталонов. Параллельно с этим можно использовать упражнения с песком, направленные на развитее мелкой моторики. Это может быть перетирание песка между пальцами (самомассаж), зарывание рук, встряхивание рук, и многое другое: просеивание, рисование. Как только дети научились манипуляциям с песком можно перейти к более сложным играм, таким как: «Печём куличики», «Откопай разгадку», «Угадай, что спрятано» и т. д. Игры с песком сопровождают рассказами, потешками, песенками, загадками. Для развития и обучения используем следующие игры: Этап прикосновений и игр на поверхности песка, позволяющих снизить психофизическое напряжение, Мышечное напряжение, развивающих тактильную чувствительность, устанавливать тактильную чувствительность, воображение. «Здравствуй, песок!», «Песочный дождик», «Песочный ветер», «Необыкновенные следы». Дидактические Игры-упражнения позволяют устанавливать закономерности развивать и расширять позволяют закономерности, представления ребёнка об представления, ориентироваться на о сенсорных окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека, развивать пространственные «песочном листе»; закреплять понятия «верх-низ», знания эталонах, пространственных представлениях, развивать Зрительную памяти. Развивать зрительное и тактильное восприятие. Развивать зрительно-моторную координацию, процесс классификации, воображение. «Узоры на песке», «Мы создаём мир», «Мы едем в гости», «Песочные строители», «Кто к нам приходил», «Узоры на песке». Этап игр и упражнений с погружением рук в песок, которые позволяют развивать тактильную чувствительность, способствуют активизации интереса, зрительное «Песочные прятки» и т.д. восприятие, образное мышление «Откопай отгадку», На наш взгляд использование игр с песком, особенно тяжёлыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе. Мы используем игровые упражнения с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие задачи: развитие диафрагмального дыхания; развитие фонематических представлений; совершенствование грамматического строя речи; автоматизация поставленных звуков; обучение грамоте; развитие связной речи; развитие мелкой моторики; формирование слоговой структуры речи Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже закомплексованному ребёнку, дольше сохранить работоспособность, а также повысить интерес к логопедическим занятиям. Мы хотим поделиться опытом использования несложных в организации логопедических игр, которые можно использовать в песочнице. Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания: при выполнении игровых заданий и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи. «Выровняй дорогу» от детской машинки педагог проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой. «Что под песком?» картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение «Помоги зайцу (беляку, русаку) замести следы» — в песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца. «Секрет» в песок неглубоко закапывается игрушка, предмет или камень (аммонит, белемнит, пирит, кошачий глаз — камни, встречающиеся в нашей области). Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное. «Ямка» ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке. Словарная работа: «Кто больше назовёт?» — ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово родственники» выкладывает ракушку, камешек на песке. «Слова- игра проводится аналогично предыдущей. Совершенствование грамматического строя речи: «Чего не стало?» — игра на закрепление использования существительных B родительном падеже единственного и множественного числа. Педагог стирает часть предметов на песочной картинке, a затем просить ребёнка назвать, что изменилось. «Машинка» — игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из- 44. Педагог расставляет машинки (модели УАЗ) по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других. «Подбери Слово» — ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их (камень — речной, аммонит в роде с существительными спиралеобразный). Развитие фонематических представлений — игра «Два короля». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков. «Спрячь ручки» спрятать руки в песок, услышав заданный звук. «Два замка» — под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки C дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы. «Два города» тазик с песком делится на две части. Ребёнок раскладывает предметы на две группы (кусочки сенгилита и кусочки белемнита) по заданию педагога. «Выложи узор» — дети выкладывают на песке бусы из цветных, речных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове. Формирование слоговой структуры слова: «Полоски» педагог (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово. «Раздели слово на слоги» — ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги. Развитие связной речи — «Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке (шишки сосновые, еловые, жёлуди и каштаны...). «Нарисуй и расскажи» — ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью. Обучение грамоте — «Найди буквы и назови». Педагог прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы. Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу». «Назови слово» — ребёнок достаёт спрятанную педагогом букву и называет слово, начинающееся на звук соответствующий букве. «Прочитай слово» — педагог пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями. Развитие мелкой моторики — «Песочный круг». Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушки т. д. Упражнение «Необыкновенные следы» «идут медвежата» ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок; «прыгают зайцы» ребёнок пальцами рук делает кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях; «ползут змейки» поверхность песка волнистой; и т.д. Использование песочной терапии позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребёнок и педагог легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные традиционных занятиях. Именно поэтому нужно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях, где в органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт взрослых. Любая конфликтная ситуация, проигранная в песке, станет жизненным опытом самого ребёнка, который он будет использовать в дальнейшем. Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это даёт больше возможности для работы с детьми с ОВЗ, для развития детского творчества. Литература:
|