Развитие детского творчества в детском саду. |
Развивающие занятия | |||
Автор: Смирнова Людмила Юрьевна | |||
11.11.2023 18:53 | |||
Развитие детского творчества в детском саду. Творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Творческим продуктом может явиться стихотворение, рисунок, танец. Но творческим процессом могут быть и взаимоотношения между людьми. Развиваясь, ребенок усваивает общественный опыт – а именно способы действия с вещами, речевые и умственные действия, которыми его обучал взрослый. Эти способы, как правило, жестко фиксированы, стандартизированы, что фактически должно исключать творчество дошкольников. Но точного усвоения знаний и умений не происходит. Ребенок в процессе усвоения преломляет новое знание и умение через свое понимание мира, пропускает через свой личный опыт, который неповторим и уникален. Особое внимание нужно уделять развитию фантазии дошкольников.
Весь опыт ребенка представляет сложную структуру, в которой есть устойчивые, стабильные психические образования (консервативный компонент) и чрезвычайно подвижные, незавершенные, находящиеся в процессе развития психические процессы (развивающийся компонент). Дети легко входят в консервативный компонент, тем самым, этот процесс сопровождается повышением интеллектуальной и эмоциональной активности дошкольников: возникают вопросы, догадки, предположения. При преобладании развивающегося компонента, вся структура опыта приобретает эвристический характер. Основной путь формирования творчества у детей дошкольного возраста заключается как в создании взрослыми доступных детям проблемных ситуаций, постановке творческих задач, так и в формировании такой общей эвристической структуры опыта ребенка и способов деятельности, которые благоприятствуют самостоятельному поиску и выделению проблемных ситуаций и задач. Творчество детей всегда насыщено яркими положительными эмоциями. Благодаря этому творчество обладает большой притягательной силой для детей. Яркие эмоции становятся основой формирования острой потребности детей не только в конечном продукте творчества, нои в осуществлении самого этого процесса. Доминирующая роль эмоций в механизмах творчества у детей подтверждается видимой легкостью, непринужденностью, естественностью проявлений детского творчества, но и в тоже время его содержательной бедностью, и даже стереотипностью. Эмоциональная оценка позволяет ребенку преодолеть прежние стереотипы, по-новому увидеть ситуацию и условия стоящих перед ним задач. Воспитание эмоций ребенка – это неотъемлемая часть творческого педагогического процесса. Дети, у которых механизмы эмоциональной регуляции еще не сформированы, в условиях пребывания в группе детского сада нередко испытывают отрицательные эмоции или крайнее напряжение, когда они попадают в цент внимания окружающих. Особенно плохо такие дети переносят отрицательные оценки, замечания. Такие переживания могут быть довольно длительными. Если ребенка не переключать и не выводить из этих состояний, то переживания становятся «вязкими» и самоукрепляющимися даже при исчезновении первоначальных источников. Игра ребенка богата эмоциями, причем такими, которые в жизни ему еще не доступны. Ребенок отличает игру от действительности. Недаром в лексиконе всех дошкольников есть слова «как будто», «понарошку», «по-правде». Игра выявляет переживания и формирует их чувства. И М. Сеченов дал физиологическое обоснование значения игры для формирования чувств. Доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка. Игровое творчество проявляется и в поисках средств, для выполнения замысла, изобретения задуманного. Первоначально замысел возникает в процессе деятельности. Ребенок начинает строить или рисовать без видимой цели, а затем, в силу различных ассоциаций у него проявляется желание построить машину или нарисовать дом. Потом задача может ставиться ребенком до начала игры или работы, тогда действия подчиняются замыслу, хотя он еще неустойчив и изменчив. О наличии у детей способности творческого воображения говорит и тот факт, что обычно они в одном сюжете объединяют различные впечатления, комбинируют виденное в жизни с образами, взятыми из книг, зрелищ. Это наблюдается и в игре, и в изобразительной деятельности, и при составлении рассказов. Путь к развитию творчества – овладение навыками. У детей дошкольного возраста наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче своих мыслей, чувств, переживаний. Творческие способности формируются в связи с общим развитием ребенка. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение для детей направлено на воспитание нравственных чувств. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемы и ситуации опосредованно, от лица какого-либо персонажа. Эго помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, причем не только в обычномразговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с детства к выступлениям перед аудиторией. Воспитательные возможности театрализованной деятельности: дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, изъяснятся. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Занятия проводятся в группе детей как дополнительное образование (это кружковая работа со всеми детьми один разв неделю) во второй половине дня. Театральные занятия представляют собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие моторных и эстетических способностей детей. Игра для ребёнка — это способ существования. А театральная игра — это шаг к творчеству. Основной принцип работы — расширение возможностей ребёнка, а не тактика доступности. Важен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Педагог поощряет инициативу детей, их стремление проявить себя, привлекают к творчеству малоактивных детей. Театральные игры используются на занятиях по изобразительной деятельности, по художественной литературе, на занятиях познавательного цикла, математических, физкультурных. Работа включает в себя следующие разделы:
Творческая комбинирующая деятельность дошкольника основана на воображении. Именно при помощи воображения создаются игры ребенка. Л.С. Выготский считает, что воображение ребенка гораздо беднее воображения взрослого, чтобы развивать детское творчество нужно заботиться о развитии воображения. Воображение развивается в процессе накопления впечатлений, образных представлений, для этого необходимо давать как можно больше пищи для восприятия. Путь к развитию творчества, считают ученые (Т. С. Комарова, Д.В. Менжерицкая, Е.А. Флерина и другие), — овладение навыками для развития творчества нужно создавать необходимые условия: предоставлять место для развития творческих игр детей; создавать обстановку свободы; активизировать детскую фантазию; осуществлять грамотное педагогическое руководство. В детском саду игра и театр существуют не рядом, а одно в другом: театр организуется как игра, а в игре всегда есть театральное начало, то есть искусство перевоплощения. Театр для детей предстает в двух видах — кукольном и драматическом. Кукольный театр — особая игровая форма взаимодействия ребенка и взрослого. Кукла выступает между ними как посредник, которому ребенок доверяет. Специалисты советуют начинать приобщение детей к театрализованной игре именно с кукольного театра как наиболее эмоционально близкой ведущей игровой деятельности детей. Кукольный театр удовлетворяет желания детей познать мир, отражает его в образах— символах, показывает способ общения с игрушкой; как зрелищное искусство, формирует эмоционально-чувственную и нравственную сферы. Игра-драматизация — это игра, которая обычно не требует специальной подготовки играющих, так какне преследует цели поставить спектакль для зрителя. Здесь литературный сюжет может быть очерчен в самом общем плане, в остальном дети могут импровизировать, додумывать, изменять его. По утверждению ученых в любой игре есть элемент драматизации. Драматизировать можно любой игровой материал. При этом не всегда нужны декорации и костюмы — у ребенка работает воображение, он перевоплощаетсяя в роль, и все необходимое предстает в его фантазии. Вместе с тем игра-драматизация при соответствующем оформлении может перерасти в драматический театр, в театральную постановку. Смешанный тип театра — взросло-детское сообщество. Такому театру под силу показывать сложные постановки. Театрализованная игра на занятиях. Педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить знания, умения. Игровые приемы привлекают своей ненавязчивостью, отсутствием жесткой регламентации деятельности, излишней сухости в изложении материала. Но недопустимо стирание граней между самодеятельной и обучающей игрой: для каждой из них есть свое место и свое время. Свободная совместная деятельность детей и взрослых. Это игровые ситуации прогулок, организация игр, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией. В нашем дошкольном учреждении много лет существует традиция постановок спектаклей силами детей. Последние постановки: «Царевна- лягушка», «Заюшкина избушка», «Петушок и курочка» (по К.Д. Ушинскому). Занятие в театральной студии «Золотой ключик» — средняя группа.
|