Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сенсорное развитие детей раннего возраста
Развивающие занятия
Автор: Цаплина Ольга Витальевна   
29.09.2023 10:51

Сенсорное развитие детей раннего возрастаСенсорное развитие детей раннего возраста

Период раннего возраста характеризуется развитием процесса восприятия. Достаточно много ученых, исследователей в истории психологии и педагогике изучали проблему развития восприятия и сенсорных способностей.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для развития органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Существует несколько видов сенсорных ощущений:

  • Зрительные ощущения-ребенок различает цвета,формы, количество, величину предметов, ребенок видит контраст между светом и темнотой;
  • Слуховые ощущения-ребенок способен слышать различные звуки (музыку, человеческую речь, звуки животных, бытовой шум и учиться их различать.
  • Осязательные ощущения-ребенок изучает мир с помощью прикосновений (ощупывает, гладит, обнимает и тд);
  • Обонятельные ощущения-ребенок вдыхает и учится различать разные запахи окружающего мира;
  • Вкусовые ощущения-ребенок пробует и учится различать на вкус различные продукты питания и блюда

Все перечисленные сенсорные ощущения различаются по значимости в жизни человека. Главные и доминирующие значения имеют слуховые и зрительные ощущения.

Особая важность сенсорного развития ребенка раннего возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов окружающего мира-одна из приоритетных задач развития ребенка.

У детей 2-х и 3-х лет начинают формироваться представления о форме,цвете, величине, количестве предметов. Главное чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте нужно проводить специальные занятия и упражнения по сенсорному развитий.

Основной задачей проводимых занятий является накопление различного сенсорного опыта. Это тот необходимый фундамент, на котором на следующих этапах обучения становится возможным систематизация накопленных опыта и знаний, их расширение, осознание, а также использование в разных ситуациях.

Освоение и изучение форм предметов, материалов, явлений происходит у детей естественным образом в момент игр, рассматривания картинок, прослушивания музыки. Если в этот момент со стороны взрослых не будет оказана помощь, то восприятие будет таким, как получится у малыша. Чаще всего это приводит к тому, что восприятие остается неполноценным.

Именно поэтому очень важно, чтобы со стороны взрослых был контроль и помощь. Она должна заключаться в объяснении многообразия окружающего мира, пополнению словарного запаса для описания свойств явлений и предметов.

Важно, чтобы малыш мог не просто различать и определять предметы по их свойствам, но и умел применять эти знания для других объектов. Например, математический эталон форм — это умение определять простейшие фигуры.

Развитие сенсорики осуществляется через разные методы и формы работы:

  • Игры-экспериментирования:

Все дети, даже и малыши любят экспериментировать. Самыми распространенными материалами в доме или детском саду являются вод и песок.

Игры с водой у детей является самым любимым занятием. Ознакомление с водой проходит во время организованных игр-под присмотром педагога. Следующим материалом для ознакомления окружающего мир является писок. Ребенок самостоятельно пытается изучить свойства универсального строительного материала. Любому малышу игры с песком доставляет огромное удовольствие.

Песочная терапия помогает снять возбудимость и раздражительность у детей, снимает тревожность, оснащает радостью.

Игры с песком в настоящее время являются актуальным методом работы с детьми раннего возраста, так как развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук.

  • Дидактическая игра является для детей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталонам. Прежде чем приступить к игре, нужно у детей вызвать интерес к ней, желание играть. Этого можно добиться разными приемами, дидактическими игрушками, потешками.

Больше нужно поощрять желание ребенка бегать босиком, играть с водой и песком. Эти занятия помогают не только в развитии восприятия, но и также прививают любовь к природе, окружающему. Стремление познавать мир является частью жизненной программы любого живого существа, в том числе человека.

Чем больше в жизни ребенка будет игр- экспериментов, тем шире будет его эмоциональный мир. Главной задачей взрослых-помочь ребенку познать этот огромный, интересный мир, поддерживать доброе познавательное отношение ребенка к окружающему.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год