Сенсорное развитие детей раннего возраста |
Развивающие занятия | |||
Автор: Цаплина Ольга Витальевна | |||
29.09.2023 10:51 | |||
Сенсорное развитие детей раннего возраста Период раннего возраста характеризуется развитием процесса восприятия. Достаточно много ученых, исследователей в истории психологии и педагогике изучали проблему развития восприятия и сенсорных способностей. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для развития органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Существует несколько видов сенсорных ощущений:
Все перечисленные сенсорные ощущения различаются по значимости в жизни человека. Главные и доминирующие значения имеют слуховые и зрительные ощущения. Особая важность сенсорного развития ребенка раннего возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов окружающего мира-одна из приоритетных задач развития ребенка. У детей 2-х и 3-х лет начинают формироваться представления о форме,цвете, величине, количестве предметов. Главное чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте нужно проводить специальные занятия и упражнения по сенсорному развитий. Основной задачей проводимых занятий является накопление различного сенсорного опыта. Это тот необходимый фундамент, на котором на следующих этапах обучения становится возможным систематизация накопленных опыта и знаний, их расширение, осознание, а также использование в разных ситуациях. Освоение и изучение форм предметов, материалов, явлений происходит у детей естественным образом в момент игр, рассматривания картинок, прослушивания музыки. Если в этот момент со стороны взрослых не будет оказана помощь, то восприятие будет таким, как получится у малыша. Чаще всего это приводит к тому, что восприятие остается неполноценным. Именно поэтому очень важно, чтобы со стороны взрослых был контроль и помощь. Она должна заключаться в объяснении многообразия окружающего мира, пополнению словарного запаса для описания свойств явлений и предметов. Важно, чтобы малыш мог не просто различать и определять предметы по их свойствам, но и умел применять эти знания для других объектов. Например, математический эталон форм — это умение определять простейшие фигуры. Развитие сенсорики осуществляется через разные методы и формы работы:
Все дети, даже и малыши любят экспериментировать. Самыми распространенными материалами в доме или детском саду являются вод и песок. Игры с водой у детей является самым любимым занятием. Ознакомление с водой проходит во время организованных игр-под присмотром педагога. Следующим материалом для ознакомления окружающего мир является писок. Ребенок самостоятельно пытается изучить свойства универсального строительного материала. Любому малышу игры с песком доставляет огромное удовольствие. Песочная терапия помогает снять возбудимость и раздражительность у детей, снимает тревожность, оснащает радостью. Игры с песком в настоящее время являются актуальным методом работы с детьми раннего возраста, так как развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук.
Больше нужно поощрять желание ребенка бегать босиком, играть с водой и песком. Эти занятия помогают не только в развитии восприятия, но и также прививают любовь к природе, окружающему. Стремление познавать мир является частью жизненной программы любого живого существа, в том числе человека. Чем больше в жизни ребенка будет игр- экспериментов, тем шире будет его эмоциональный мир. Главной задачей взрослых-помочь ребенку познать этот огромный, интересный мир, поддерживать доброе познавательное отношение ребенка к окружающему.
|