Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сенсорное развитие детей раннего возраста
Развивающие занятия
Автор: Цаплина Ольга Витальевна   
29.09.2023 10:51

Сенсорное развитие детей раннего возрастаСенсорное развитие детей раннего возраста

Период раннего возраста характеризуется развитием процесса восприятия. Достаточно много ученых, исследователей в истории психологии и педагогике изучали проблему развития восприятия и сенсорных способностей.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для развития органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Существует несколько видов сенсорных ощущений:

  • Зрительные ощущения-ребенок различает цвета,формы, количество, величину предметов, ребенок видит контраст между светом и темнотой;
  • Слуховые ощущения-ребенок способен слышать различные звуки (музыку, человеческую речь, звуки животных, бытовой шум и учиться их различать.
  • Осязательные ощущения-ребенок изучает мир с помощью прикосновений (ощупывает, гладит, обнимает и тд);
  • Обонятельные ощущения-ребенок вдыхает и учится различать разные запахи окружающего мира;
  • Вкусовые ощущения-ребенок пробует и учится различать на вкус различные продукты питания и блюда

Все перечисленные сенсорные ощущения различаются по значимости в жизни человека. Главные и доминирующие значения имеют слуховые и зрительные ощущения.

Особая важность сенсорного развития ребенка раннего возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов окружающего мира-одна из приоритетных задач развития ребенка.

У детей 2-х и 3-х лет начинают формироваться представления о форме,цвете, величине, количестве предметов. Главное чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте нужно проводить специальные занятия и упражнения по сенсорному развитий.

Основной задачей проводимых занятий является накопление различного сенсорного опыта. Это тот необходимый фундамент, на котором на следующих этапах обучения становится возможным систематизация накопленных опыта и знаний, их расширение, осознание, а также использование в разных ситуациях.

Освоение и изучение форм предметов, материалов, явлений происходит у детей естественным образом в момент игр, рассматривания картинок, прослушивания музыки. Если в этот момент со стороны взрослых не будет оказана помощь, то восприятие будет таким, как получится у малыша. Чаще всего это приводит к тому, что восприятие остается неполноценным.

Именно поэтому очень важно, чтобы со стороны взрослых был контроль и помощь. Она должна заключаться в объяснении многообразия окружающего мира, пополнению словарного запаса для описания свойств явлений и предметов.

Важно, чтобы малыш мог не просто различать и определять предметы по их свойствам, но и умел применять эти знания для других объектов. Например, математический эталон форм — это умение определять простейшие фигуры.

Развитие сенсорики осуществляется через разные методы и формы работы:

  • Игры-экспериментирования:

Все дети, даже и малыши любят экспериментировать. Самыми распространенными материалами в доме или детском саду являются вод и песок.

Игры с водой у детей является самым любимым занятием. Ознакомление с водой проходит во время организованных игр-под присмотром педагога. Следующим материалом для ознакомления окружающего мир является писок. Ребенок самостоятельно пытается изучить свойства универсального строительного материала. Любому малышу игры с песком доставляет огромное удовольствие.

Песочная терапия помогает снять возбудимость и раздражительность у детей, снимает тревожность, оснащает радостью.

Игры с песком в настоящее время являются актуальным методом работы с детьми раннего возраста, так как развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук.

  • Дидактическая игра является для детей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталонам. Прежде чем приступить к игре, нужно у детей вызвать интерес к ней, желание играть. Этого можно добиться разными приемами, дидактическими игрушками, потешками.

Больше нужно поощрять желание ребенка бегать босиком, играть с водой и песком. Эти занятия помогают не только в развитии восприятия, но и также прививают любовь к природе, окружающему. Стремление познавать мир является частью жизненной программы любого живого существа, в том числе человека.

Чем больше в жизни ребенка будет игр- экспериментов, тем шире будет его эмоциональный мир. Главной задачей взрослых-помочь ребенку познать этот огромный, интересный мир, поддерживать доброе познавательное отношение ребенка к окружающему.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год