РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА |
Развивающие занятия | |||
Автор: Мизерева Ирина Васильевна | |||
29.09.2023 13:54 | |||
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА Мизерева И.В. (Братск) Родителей и педагогов всегда волновал вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта», -писал Г.С. Альтштуллер. В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современном образовании немаловажная роль принадлежит развивающим играм. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответов, основанный на интерес к задаче, невозможен без активной работы мысли. Ребенок приобретая опыт, увлеченный замыслом игры, не замечает того, что он учится и сталкивается с затруднениями. Развивающие игры позволяют перенести полученные знания в свою личную деятельность, в которой он сам мыслит, раскрепощается, творит. Они открывают широкие возможности для развития познавательных способностей: восприятия, памяти, мышления, воображения и речи.
Хотелось бы остановиться на одном из аспектов – развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал, что «ум ребенка, истоки его способностей и дарований находятся на кончиках пальцев». Он же отмечал: «Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем… ярче творческая стихия детского разума». Кроме того, положительное влияние развития мелкой моторики на интеллект и речь ребенка подтверждены в трудах М. Монтессори, Д. Сели, Н.А. Бернштейна, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Р. Гнатадзе, Ю. Луговской, И. Павленко и др. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику. Всем известно, что слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Но просто делать упражнения малышу будет скучно! Нужно обращать их в интересные и полезные игры. Сегодня в помощь, как родителям, так и специалистам продаётся множество полезных пособий и игрушек. Но все мы знаем, что особую ценность представляет игра, сделанная своими руками. В такие игры вкладывается душа и любовь к своему делу, поэтому они получаются такими красочными и дружелюбными, что очень важно для дошкольников. Находясь в поиске новых интересных методических разработок многое было изучено. Но хотелось чего то нового… Учитывая возрастные особенности детей и их интересы, нами были разработаны развивающие игры для дошкольников на липучках, под обобщающим названием «Залипательные игры». В этих играх объекты крепятся к карточкам с помощь всем известных липучек "велькро". Ребенок должен найти, какие объекты прикрепить к определенной карточке, и точно соединить липучки, чтобы фигурка крепко держалась на картинке. Первое и самое главное преимущество развивающих игр на липучках – детям это нравится. Малыши могут часами с увлечением прилеплять и снова откреплять яркие картинки, при этом они учатся образовывать словосочетания, составлять предложения, маленькие рассказы. Процесс приклеивания завораживает, а интерес – в разы повышает результативность! Наглядность, реалистичность, красочность – помогает привлекать внимание и удерживать его на протяжении всей игры. Игра вовлекает и ребёнка, и взрослого, побуждает их взаимодействовать, совместно творить, расширяя словарный запас и развивать навыки правильного использования глаголов, прилагательных, предлогов. Незаметно для маленького ученика происходит развитие моторики, сенсорики, речи, звуковой культуры, фонетики, развитие сенсорных эталонов и речи, математические представления и ознакомление с окружающим миром, развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы. Простота и доступность игр. Ламинированные картинки не размокают от влаги, не мнутся и не пачкаются, довольно прочные и приятные на ощупь. Эти игры интересны детям разного возраста и даже взрослым! Их можно использовать в практически во всех видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, при организации индивидуальной работы с ребёнком. Нетрадиционные развивающие игры на липучках помогают воспитывать интерес, способность к исследованию и творческому поиску, желание и умение учиться. Анализируя свою деятельность по данной теме, мы пришли к выводу, что применение игр-липучек эффективно использовать для развития связной речи, грамматического строя речи, так как у детей во время проведение игр активизируется познавательный интерес, формируются правильные лексико- грамматические категории, обогащается игровой опыт и способы их игрового взаимодействия, а педагогический процесс проходит эмоциональнее и интереснее. Таким образом, применение игр-липучекв педагогической деятельности позволяет решать сразу несколько задач: формирование грамматического строя речи дошкольников, активизации познавательных процессов, развитие коммуникабельности и мелкой моторики рук. Литература
|