«Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Куприянова Ирина Ивановна Борисова Мария Васильевна | |||
08.06.2023 20:48 | |||
«Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
МАДОУ «Детский сад№42», г.Великий Новгород, тел.: 89116129483 Общее недоразвитие речи (ОНР) —нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Термин ОНР появился в 50-х-60-х годах XX века. Ввела в употребление основоположник дошкольной логопедии в СССР Левина Р. Е. и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.). Это понятие и сейчас активно используется при формировании логопедических групп детей при детских садах.
Временные представления — это представления о последовательности смены явлений и состояний материи. Когда мы говорим о временных представлениях, мы имеем в виду смену времени суток, днях недели, времен года и других регулярно повторяющихся явлений. Представления ребенка о времени исследовались в работах как зарубежных, так и отечественных психологов и педагогов (Выготский Л.С., Катаева А.А., Луцковская С.Д., Рихтерман Т.Д., ЭлькинД. Г., А. Н. Леушина, Е.В. Сербина, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Тихеева и др.). Они изучали следующие аспекты этой проблемы: особенности представлений детей о времени и пространстве, генезис их развития, особенности восприятия времени и пространства, психологические функции, обусловливающие восприятие времени и пространства, роль сенсорного опыта в восприятии времени и пространства. Анализ педагогических работ позволил нам понять, что исследования осуществлялись по направлениям: формирование системы представлений о времени и пространстве, роль дидактических игр и занятий в формировании пространственно-временных отношений, взаимозависимость речевой активности ребенка и понимания пространственно-временных категорий, педагогические условия дошкольных учреждений, обеспечивающие становление пространственно-временных представлений. Пространственно-временная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и времени их словесного обозначения пространственно-временных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). Определение времени опирается на общепринятую систему мер — эталонов: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Именно понимание пространственно-временных категорий стоит в основе формирования пространственно-временных представлений детей дошкольного возраста. Усвоение представления о временах года происходит в процессе ознакомления с сезонными явлениями природы. По-разному дети усваивают название дней недели. Старшие дошкольники, посещающие дошкольное учреждение, чаще всего называют субботу, воскресенье и понедельник из-за их эмоциональной насыщенности, особой значимости (субботу и воскресенье проводят вместе с родителями; понедельник — снова идти в дошкольное учреждение). Даже старшие дошкольники часто испытывают трудности в дифференцировании, выделении различных временных интервалов. Так, в перечень «дни недели» они могут включить слова «суббота, воскресенье, завтра, вчера» или «воскресенье, понедельник, май, новый год». Формирование временных представлений тесно связано с познанием ребенком окружающих его явлений природы и жизни человека. С момента рождения ориентировка во времени происходит посредством чередования биологических ритмов жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т.п.), которые регулируются окружающей средой. Это способствует развитию речи, поэтому разработка новых подходов к формированию временных представлений в современной логопедии является одной из актуальных проблем. Каждый год в октябре нами проводится обследование детей с целью определения и последующей коррекции возможных трудностей развития каждого ребенка группы. В обследование включены задания: «Какое сейчас время года?», «Назови времена года по картинкам», «Назови признаки каждого времени года», «Назови осенние (зимние, весенние, летние) месяцы», «Дни недели», «Части суток». Анализ результатов исследования и необходимые расчёты позволяют определить у детей уровень сформированности временных представлений. Количественный анализ результатов показал, что 70% детей имеют недостаточный уровень сформированности временных представлений. Высокий уровень развития представлений о времени у детей группы не выявлен. В ходе наблюдений за ответамидетей в течение сентября-октября было выявлено, что наибольшие трудности вызывали задания на исследование представлений о частях суток, днях недели и месяцев. Все дети испытывали затруднения в определении порядка и последовательности регулярно повторяющихся явлений. В связи с этим мы подобрали игры и упражнения для развития временных представлений у детей нашей группы. А,зная особенности развития детей с ОНР, мы понимали, что положительная динамика в усвоении детьми приобретаемых знаний о временных представлениях будет, если количество повторений для закрепления полученной информации будет неоднократным. Исходя из этого, было принято решение об использовании одних и тех же игр для формирования временных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (дидактические и речевые) не только воспитателями, но и педагогом-психологом на занятиях и во время свободной деятельности с детьми. А также были даны рекомендации родителям «Игры для развития временных представлений у детей с ОНР». Работа по формированию умения ориентироваться во времени у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи может осуществляется в нескольких направлениях:
Были поставлены следующие задачи по формированию временных понятий:
Именно в ходе формирования временных представлений дети с речевыми проблемами усваивают глагольные формы, учатся правильно употреблять их, рассказывают о действиях, свершаемых в определенный временной отрезок. Восприятие детьми времени весьма затруднено из-за отсутствия наглядных форм, поэтому в своей работе мы используем модели времени. Модели времени отражают динамичную смену временных циклов и наглядно демонстрируют движение, а также свойство времени (текучесть, последовательность, непрерывность, сменяемость). Для осуществления поставленных задач в своей работе используем:
А также игры: «Продолжай», «Бывает — не бывает» (с мячом), «Третий лишний» (времена года), "Подбери одежду", «Подбери обувь», «Лови-бросай, день недели называй», «Угадай, какой день недели спрятался?», «Назови соседей», «Назови пропущенное слово», «Что за чем?», «Назови все части суток», «Что наступило?», «Неделька, стройся» и др. … Еще мы учим стихи: «Роща золотая» А. Пришелец, «Декабрь» С.Я. Маршак, «Весна» Ф.Тютчев, «Лето» Е. Трутнева и многие другие. Используем пословицы и поговорки. И разгадываем загадки: поля опустели, а ливни-рекою, а это, скажи мне, время какое (осень)?; белая кошка лезет в окошко (рассвет); подходить к дому стала, с неба солнце украла (ночь) и др. Таким образом, коррекционно-развивающая работа позволила расширить и закрепить представления детей о временных отношениях, чему свидетельствует результат обследования на конец учебного года: 83 процента детей имеют положительную динамику. Литература:
|