Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Развивающие занятия
Автор: Куприянова Ирина Ивановна Борисова Мария Васильевна   
08.06.2023 20:48

«Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»«Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

  • Куприянова Ирина Ивановна, педагог-психолог;
  • Борисова Мария Васильевна, воспитатель;

МАДОУ «Детский сад№42», г.Великий Новгород, тел.: 89116129483

Общее недоразвитие речи (ОНР) —нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

Термин ОНР появился в 50-х-60-х годах XX века. Ввела в употребление основоположник дошкольной логопедии в СССР Левина Р. Е. и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.). Это понятие и сейчас активно используется при формировании логопедических групп детей при детских садах.

 

скачать конспект

Временные представления — это представления о последовательности смены явлений и состояний материи. Когда мы говорим о временных представлениях, мы имеем в виду смену времени суток, днях недели, времен года и других регулярно повторяющихся явлений.

Представления ребенка о времени исследовались в работах как зарубежных, так и отечественных психологов и педагогов (Выготский Л.С., Катаева А.А., Луцковская С.Д., Рихтерман Т.Д., ЭлькинД. Г., А. Н. Леушина, Е.В. Сербина, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Тихеева и др.). Они изучали следующие аспекты этой проблемы: особенности представлений детей о времени и пространстве, генезис их развития, особенности восприятия времени и пространства, психологические функции, обусловливающие восприятие времени и пространства, роль сенсорного опыта в восприятии времени и пространства. Анализ педагогических работ позволил нам понять, что исследования осуществлялись по направлениям: формирование системы представлений о времени и пространстве, роль дидактических игр и занятий в формировании пространственно-временных отношений, взаимозависимость речевой активности ребенка и понимания пространственно-временных категорий, педагогические условия дошкольных учреждений, обеспечивающие становление пространственно-временных представлений.

Пространственно-временная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и времени их словесного обозначения пространственно-временных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). Определение времени опирается на общепринятую систему мер — эталонов: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Именно понимание пространственно-временных категорий стоит в основе формирования пространственно-временных представлений детей дошкольного возраста.

Усвоение представления о временах года происходит в процессе ознакомления с сезонными явлениями природы. По-разному дети усваивают название дней недели. Старшие дошкольники, посещающие дошкольное учреждение, чаще всего называют субботу, воскресенье и понедельник из-за их эмоциональной насыщенности, особой значимости (субботу и воскресенье проводят вместе с родителями; понедельник — снова идти в дошкольное учреждение). Даже старшие дошкольники часто испытывают трудности в дифференцировании, выделении различных временных интервалов. Так, в перечень «дни недели» они могут включить слова «суббота, воскресенье, завтра, вчера» или «воскресенье, понедельник, май, новый год».

Формирование временных представлений тесно связано с познанием ребенком окружающих его явлений природы и жизни человека. С момента рождения ориентировка во времени происходит посредством чередования биологических ритмов жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т.п.), которые регулируются окружающей средой. Это способствует развитию речи, поэтому разработка новых подходов к формированию временных представлений в современной логопедии является одной из актуальных проблем.

Каждый год в октябре нами проводится обследование детей с целью определения и последующей коррекции возможных трудностей развития каждого ребенка группы. В обследование включены задания: «Какое сейчас время года?», «Назови времена года по картинкам», «Назови признаки каждого времени года», «Назови осенние (зимние, весенние, летние) месяцы», «Дни недели», «Части суток».

Анализ результатов исследования и необходимые расчёты позволяют определить у детей уровень сформированности временных представлений.

Количественный анализ результатов показал, что 70% детей имеют недостаточный уровень сформированности временных представлений. Высокий уровень развития представлений о времени у детей группы не выявлен.

В ходе наблюдений за ответамидетей в течение сентября-октября было выявлено, что наибольшие трудности вызывали задания на исследование представлений о частях суток, днях недели и месяцев. Все дети испытывали затруднения в определении порядка и последовательности регулярно повторяющихся явлений.

В связи с этим мы подобрали игры и упражнения для развития временных представлений у детей нашей группы. А,зная особенности развития детей с ОНР, мы понимали, что положительная динамика в усвоении детьми приобретаемых знаний о временных представлениях будет, если количество повторений для закрепления полученной информации будет неоднократным. Исходя из этого, было принято решение об использовании одних и тех же игр для формирования временных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (дидактические и речевые) не только воспитателями, но и педагогом-психологом на занятиях и во время свободной деятельности с детьми. А также были даны рекомендации родителям «Игры для развития временных представлений у детей с ОНР».

Работа по формированию умения ориентироваться во времени у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи может осуществляется в нескольких направлениях:

  • В ходе занятий по ознакомлению с окружающим миром;
  • В процессе соблюдения режимных моментов;
  • А также в процессе совместной деятельности: на прогулках, во время беседы, чтения и т. д.
  • Во время организованной образовательной деятельности с педагогом-психологом

Были поставлены следующие задачи по формированию временных понятий:

  • Уточнить и расширить представления о временных отношениях;
  • ввести в активный словарь слова: неделя, месяц;
  • совершенствовать умение называть дни недели и месяцы года;
  • закрепить представления об отношениях во времени (минута-час, неделя-месяц, месяц-год);
  • научить определятьчасти суток.

Именно в ходе формирования временных представлений дети с речевыми проблемами усваивают глагольные формы, учатся правильно употреблять их, рассказывают о действиях, свершаемых в определенный временной отрезок.

Восприятие детьми времени весьма затруднено из-за отсутствия наглядных форм, поэтому в своей работе мы используем модели времени. Модели времени отражают динамичную смену временных циклов и наглядно демонстрируют движение, а также свойство времени (текучесть, последовательность, непрерывность, сменяемость).

Для осуществления поставленных задач в своей работе используем:

  • «Календарь природы» (каждодневно выставляем число, месяц, время года, день недели)
  • «Вчера, сегодня, завтра» (ежедневно выставляем в кармашки соответствующие числа)
  • «Уголок природы»
  • «Первый календарь»
  • «Изучаем части суток»
  • Умные карточки «Времена года»
  • Пособие «Точные сказки» и «Изучаем время»
  • «Год и месяцы»
  • Игра «Яблоня. Времена года»
  • Игры с липучками «Времена года»
  • Игра «Времена года»

А также игры: «Продолжай», «Бывает — не бывает» (с мячом), «Третий лишний» (времена года), "Подбери одежду", «Подбери обувь», «Лови-бросай, день недели называй», «Угадай, какой день недели спрятался?», «Назови соседей», «Назови пропущенное слово», «Что за чем?», «Назови все части суток», «Что наступило?», «Неделька, стройся» и др. …

Еще мы учим стихи: «Роща золотая» А. Пришелец, «Декабрь» С.Я. Маршак, «Весна» Ф.Тютчев, «Лето» Е. Трутнева и многие другие. Используем пословицы и поговорки.

И разгадываем загадки: поля опустели, а ливни-рекою, а это, скажи мне, время какое (осень)?; белая кошка лезет в окошко (рассвет); подходить к дому стала, с неба солнце украла (ночь) и др.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа позволила расширить и закрепить представления детей о временных отношениях, чему свидетельствует результат обследования на конец учебного года: 83 процента детей имеют положительную динамику.

Литература:

  1. Гаврина С. Е., Кутявина Н.Л., Топоркова Н.Г., Щербинина С.В. Изучаем время. -М., «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008
  2. Метлина Л.С. Математика в детском саду-М., «Просвещение», 1977
  3. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста – СПб «Детство-Пресс» 2005 г.
  4. Нищева Н.В Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. -СПб,» Детство-пресс», 2011
  5. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста — Москва «Просвещение» 1991 г.
  6. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста – Москва «Айрис Пресс» 2007 г.
  7. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической работы психолога – Москва изд-во «Аркти» 2000 г.
  8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим нарушением речи. Воспитание и обучение-М., «Гном-Пресс», 1999
  9. Шорыгина Т.А. Точные сказки. Формирование временных представлений-М., «Книголюб», 2004
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год