Развитие межполушарных связей у детей дошкольного возраста |
Развивающие занятия | |||
Автор: Абрамова Ирина Алексеевна | |||
26.05.2023 13:43 | |||
Развитие межполушарных связей у детей дошкольного возраста Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а идеальный вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга. Правое полушарие отвечает:
Левое полушарие отвечает:
Как известно из современных исследований, деятельность головного мозга наиболее эффективна тогда, когда полушария хорошо взаимодействуют между собой и активно обмениваются информацией. Таким образом, сотрудничество больших полушарий обеспечивает полноценную деятельность мозга, что способствует развитию психических функций и интеллекта, а также формированию учебных навыков. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействуются оба полушария мозга. Например, рисование обеими руками одновременно, выполнение зеркальных движений, упражнения на координацию, ловкость движений и ориентацию в пространстве. Улучшают взаимодействие полушарий: пальчиковая гимнастика; логоритмика; дидактические игры и задания; кинезиологическиеупражнения; артикуляционная и дыхательная гимнастика; самомассаж. От развитости межполушарных связей у детей зависит обучаемость, скорость и легкость овладения новыми навыками. Чем более они развиты, тем легче ребенку осваивать чтение, письмо, достигать успехов в спорте и даже строить межличностные отношения. Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для развития мозговых структур. Для развития межполушарного взаимодействия мною был разработан тренажёр «Подвижные пальчики». Важное правило – выполняем задания обеими руками одновременно! Работу на тренажере я сопровождаю забавными рассказами. Например, мы совершим увлекательное путешествие на вершину горы Эльбрус. Отправляемся с вами в дальний путь, он будет длинным и долгим (сматывают ленты двумя руками), обратная дорога, возможно, займет столько же времени, а может, будет и короче. Впереди болото. Перебраться через него можно только по кочкам – это безопасно. Наступаем на них подушечками пальцев поочередно начиная с мизинца. Мы выходим к оврагу, перейти который можно только по бревенчатому мосту. Будьте осторожны! Мы по мостику шагаем, Все дощечки вслух считаем. (1,2,3, 4, 5, 6) На нашем пути дремучий лес, напоминающий лабиринт, пройти который можно только по часовой стрелке (проводят двумя руками согласно инструкции). Мы вышли на шоссе, перейти его можно только по пешеходному переходу. Будьте внимательны! Нужно наступить на все 12 полос! (выполняют «танцующие пальцы» указательный и средний) И вот мы у подножия горы. Чтобы покорить гору, сплетем веревку для альпинизма (заплетаем косичку). Я учусь плести косу, На три прядки разделю Прядку влево, прядку вправо, Третью снизу-вверх кладу. Начинаю всё сначала Потихоньку, не спешу. Раз за разом, прядка к прядке И коса уже видна! Вот мы и на вершине Эльбруса. Наше путешествие завершено. Оно прошло интересно, увлекательно и безопасно! Для того чтобы упражнения были более интересными для детей, я разработала игру «Космическая дорожка». Данное игра предназначена для проведения нейродинамической гимнастики и способствует развитию интегрированного межполушарного взаимодействия у детей. Выполняя упражнения, ребенок задействует правую руку, левую руку или обе руки одновременно, что в свою очередь способствует улучшению взаимодействия правого и левого полушария, каждое из которых постигает внешний мир по-своему. Методика заключается в том, что ребенку предлагается пройти путь от космонавта к ракете. Возможно выполнять задания пальцами или мелкими предметами. В процессе выполнения этого упражнения у ребёнка развиваются зрительно-пространственная координации и пространственно-графическая ориентация, синхронизация работы глаз и рук, закрепляются навыки зрительного восприятия при дифференциации различных элементов, активизируется деятельность головного мозга в целом, что будет способствовать успешной подготовке старших дошкольников к обучению в школе.
|