Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие памяти у детей 3-4 лет
Развивающие занятия
Автор: Сусло Елена Владимировна Потапенко Татьяна Сергеевна   
25.05.2023 07:09

Развитие памяти у детей 3-4 летРазвитие памяти у детей 3-4 лет

У детей младшего дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) – период быстрого и интенсивного развития и преобразования психических процессов. Мышление внимание, восприятие, сформированные в раннем возрасте, становятся более осознанными, целенаправленными. Впереди появление произвольности, решимость, способности регулировать процессы. Все эти черты проявляются у ребенка к поступлению в школу. В раннем возрасте все психические процессы, в том числе и память, носят непроизвольный характер. Очень важно в возрасте 3-4 лет научить ребёнка включать процесс запоминания специально стимулировать воспоминания. Для развития памяти удетей младшего дошкольного возраста существуют очень много игр, применяя которые можно сформировать процесс запоминания, хранения и воспроизведения информации.

«Запоминаем картинки»

Положите 3-5 картинок перед ребенком (можно использовать развивающие карточки) и предложите их запомнить. Дети могут называть картинки, перекладывать их в удобном порядке, запоминать столько, сколько понадобится. Но не пропустите, когда запоминание перейдет в игру. После того, как на ваш вопрос: “Всё запомнил? ” ребёнок ответит, нужно убрать картинки и спросить, какие картинки были. Если ребёнкутрудно ответить или вспомнить какую-то картинку, можно задавать наводящие вопросы–подсказки, использовать ассоциации. Пригласите мишку или лисичку поиграть с вами. Очень хорошо, если со временем ребенок станет выступать в роли ведущего и эта игра станет семейным развлечением.

 

«Запоминаем слова»

Предложите ребенку запомнить 3 слова. Это могут быть любыепредметы, мебель, находящиеся в комнате. При этом учите ребёнка применять ассоциации при запоминании. Говоря слово шкаф поверните голову и посмотрите на шкаф, окно – найдите глазами и посмотрите на окно, ребёнок проследит за вашими действиями. Процесс запоминания станет легче, ребёнок будет задействовать зрительные образы. Постепенно нужноувеличивайте количество слов и называйте слова и предметы, которые в данный момент ребёнку не доступны для ассоциации. Теперь ему просто нужно будет вспомнить образ предмета. А это очень хорошодля развития памяти.

«Прядки»

С картинками, а так же любыми предметами, игрушками можно тренировать память и так: положите перед малышом 3-5 игрушек, предложите запомнить. После того, как ребёнок запомнит, отвернётся, спрячьте одну игрушку. Ребёнка должен вспомнить, какие игрушки были и сказать, какая спряталась. Можно играть с разными предметами с аналогичными заданиями.

«Что нарисовано»

Покажите ребенку красочнуюкартинку обязательно спросите малыша, что на ней нарисовано. Задавайте такие вопросы, чтобы ребёнку необходимо было вспоминать детали, отдельные элементы рисунка. Можно спрашивать и так: “на дереве были листочки? ” Спрашивать надо не только о тех рисунках, которые нарисованы, но и о тех, которых там нет. Если ребёнкутрудно ответить, вместе рассмотрите картинку ещё раз.

«Маленькие стишки»

Большое количество коротких стихов вызывают не только радость у ребёнка, но и хорошо развитию памяти. Не обязательно специально заставлять ребёнка заучивать стихотворение. Играя с малышом, рассказывайте ему стихи, повторяйте их и чаще радуйтесь вместе с ним новым открытиям. Для заучивания отлично подойдут «Мяч», «Заинька», «Бантик», «Мишка».

«На своем месте»

Приучать ребенка вам помогать. Вместе с ним организуете уборку в доме, комнате. Не упустите этот момент и простимулируйте память ребёнка. Попросите его вспомнить, где должналежать подушка, где стоят книги, куда поставить вазу и т.д. Естественно, это произойдёт, если у каждой вещи есть своё место и взрослые обращают на это внимание.

«Магазин»

Собираемся идти с ребенком в магазин просим его запомнить несколько вещей, которые надо купить. А в магазине попросите его напомнить. Эта игра способствует развитию отсроченной памяти.

«Пошалили»

Перед ребёнком стоит 3-6 игрушек и попросите запомнить их последовательность. После того, как ребёнок закроет глаза, поменяйте местами некоторые из них. Оказывается, это лисичка пошалил и игрушки перепутала. Ребенок должен поставить всё в правильной последовательности.

«Стаканчики»

Возьмите 3-5 пластиковых стаканчика и при малыше под один из них спрячьте маленькую игрушку или пуговицу. Через несколько минут попросите ребёнка её найти. Развлекайтесь!

«Пуговицы»

Вы уже приобрели необходимый набор пуговиц и можете играть в разные развивающие игры. Вот одна из них. Из пуговиц выложите несложный узор или последовательность. Предложите ребенку внимательно рассмотреть и запомнить. Закройте узор листочком, а малыш пусть выложит такой же по памяти. Затем откройте лист и сравните. Похвалите ребёнка за внимательность и старания.

«Рисуем запоминаем»

Один из способов запоминания – кодирование слова или предложения значком или изображением. Учёные называют это мнемотехникой. С младшего дошкольного возраста можно использовать этот приём. Если в дальнейшем ребёнок научится пользоваться мнемотехникой, это увеличит объём его памяти, облегчит процессы запоминания и воспроизведения.

Вы с ребёнком решили выучить стихотворение А.Барто «Лошадка» (можно использовать подходящие карточки или рисовать на листе самостоятельно). И так:

Я люблю свою лошадку, (к этой строчке подойдет картинка ребенок, лошадка и сердечко)

Причешу ей шёрстку гладко. (картинка расчёска и грива лошадки)

Гребешком приглажу хвостик, (картинка расчёска лошадка и хвостик)

И верхом поеду в гости. (картинка верхом на лошадке)

Всё это можно нарисовать на листе в правильной последовательности. При следующем прочтении стихотворения при каждом слове или строчке указываете на нужную картинку, обсуждайте нарисованное с малышом. Эта техника не только позволяет учить стихи но и пересказывать рассказы.

Передсном прочитайте сказку на ночь ребенкуа потом беседу с ребёнком о том, какие события произошли сегодня в течении дня. Спросите, что ему больше всего запомнилось, что он кушал. Пусть расскажет, прошёл день в детском саду, что купили в магазине и так далее. Можно за каждое воспоминание давать ребёнку наклейку, а когда их наберётся достаточно, поменять на игрушку.

После того как прочитали с ребенком книгу спросите кто главный герой, про что сказка. Это очень хорошо не только для памяти но и для развития словарного запаса.

Уважаемые родители, процесс формирования психики ребёнка длительный и «ранимый». Наберитесь терпения, многократные повторения обязательно принесут свои плоды. Не ругайте ребёнка, если что-то не получается, ведь у каждого свой темп развития, свои индивидуальные особенности. Любите своего ребенка, и он ответит вам тем же. Успехов!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год