Развитие памяти у детей 3-4 лет |
Развивающие занятия | |||
Автор: Сусло Елена Владимировна Потапенко Татьяна Сергеевна | |||
25.05.2023 07:09 | |||
Развитие памяти у детей 3-4 лет У детей младшего дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) – период быстрого и интенсивного развития и преобразования психических процессов. Мышление внимание, восприятие, сформированные в раннем возрасте, становятся более осознанными, целенаправленными. Впереди появление произвольности, решимость, способности регулировать процессы. Все эти черты проявляются у ребенка к поступлению в школу. В раннем возрасте все психические процессы, в том числе и память, носят непроизвольный характер. Очень важно в возрасте 3-4 лет научить ребёнка включать процесс запоминания специально стимулировать воспоминания. Для развития памяти удетей младшего дошкольного возраста существуют очень много игр, применяя которые можно сформировать процесс запоминания, хранения и воспроизведения информации. «Запоминаем картинки» Положите 3-5 картинок перед ребенком (можно использовать развивающие карточки) и предложите их запомнить. Дети могут называть картинки, перекладывать их в удобном порядке, запоминать столько, сколько понадобится. Но не пропустите, когда запоминание перейдет в игру. После того, как на ваш вопрос: “Всё запомнил? ” ребёнок ответит, нужно убрать картинки и спросить, какие картинки были. Если ребёнкутрудно ответить или вспомнить какую-то картинку, можно задавать наводящие вопросы–подсказки, использовать ассоциации. Пригласите мишку или лисичку поиграть с вами. Очень хорошо, если со временем ребенок станет выступать в роли ведущего и эта игра станет семейным развлечением.
«Запоминаем слова» Предложите ребенку запомнить 3 слова. Это могут быть любыепредметы, мебель, находящиеся в комнате. При этом учите ребёнка применять ассоциации при запоминании. Говоря слово шкаф поверните голову и посмотрите на шкаф, окно – найдите глазами и посмотрите на окно, ребёнок проследит за вашими действиями. Процесс запоминания станет легче, ребёнок будет задействовать зрительные образы. Постепенно нужноувеличивайте количество слов и называйте слова и предметы, которые в данный момент ребёнку не доступны для ассоциации. Теперь ему просто нужно будет вспомнить образ предмета. А это очень хорошодля развития памяти. «Прядки» С картинками, а так же любыми предметами, игрушками можно тренировать память и так: положите перед малышом 3-5 игрушек, предложите запомнить. После того, как ребёнок запомнит, отвернётся, спрячьте одну игрушку. Ребёнка должен вспомнить, какие игрушки были и сказать, какая спряталась. Можно играть с разными предметами с аналогичными заданиями. «Что нарисовано» Покажите ребенку красочнуюкартинку обязательно спросите малыша, что на ней нарисовано. Задавайте такие вопросы, чтобы ребёнку необходимо было вспоминать детали, отдельные элементы рисунка. Можно спрашивать и так: “на дереве были листочки? ” Спрашивать надо не только о тех рисунках, которые нарисованы, но и о тех, которых там нет. Если ребёнкутрудно ответить, вместе рассмотрите картинку ещё раз. «Маленькие стишки» Большое количество коротких стихов вызывают не только радость у ребёнка, но и хорошо развитию памяти. Не обязательно специально заставлять ребёнка заучивать стихотворение. Играя с малышом, рассказывайте ему стихи, повторяйте их и чаще радуйтесь вместе с ним новым открытиям. Для заучивания отлично подойдут «Мяч», «Заинька», «Бантик», «Мишка». «На своем месте» Приучать ребенка вам помогать. Вместе с ним организуете уборку в доме, комнате. Не упустите этот момент и простимулируйте память ребёнка. Попросите его вспомнить, где должналежать подушка, где стоят книги, куда поставить вазу и т.д. Естественно, это произойдёт, если у каждой вещи есть своё место и взрослые обращают на это внимание. «Магазин» Собираемся идти с ребенком в магазин просим его запомнить несколько вещей, которые надо купить. А в магазине попросите его напомнить. Эта игра способствует развитию отсроченной памяти. «Пошалили» Перед ребёнком стоит 3-6 игрушек и попросите запомнить их последовательность. После того, как ребёнок закроет глаза, поменяйте местами некоторые из них. Оказывается, это лисичка пошалил и игрушки перепутала. Ребенок должен поставить всё в правильной последовательности. «Стаканчики» Возьмите 3-5 пластиковых стаканчика и при малыше под один из них спрячьте маленькую игрушку или пуговицу. Через несколько минут попросите ребёнка её найти. Развлекайтесь! «Пуговицы» Вы уже приобрели необходимый набор пуговиц и можете играть в разные развивающие игры. Вот одна из них. Из пуговиц выложите несложный узор или последовательность. Предложите ребенку внимательно рассмотреть и запомнить. Закройте узор листочком, а малыш пусть выложит такой же по памяти. Затем откройте лист и сравните. Похвалите ребёнка за внимательность и старания. «Рисуем запоминаем» Один из способов запоминания – кодирование слова или предложения значком или изображением. Учёные называют это мнемотехникой. С младшего дошкольного возраста можно использовать этот приём. Если в дальнейшем ребёнок научится пользоваться мнемотехникой, это увеличит объём его памяти, облегчит процессы запоминания и воспроизведения. Вы с ребёнком решили выучить стихотворение А.Барто «Лошадка» (можно использовать подходящие карточки или рисовать на листе самостоятельно). И так: Я люблю свою лошадку, (к этой строчке подойдет картинка ребенок, лошадка и сердечко) Причешу ей шёрстку гладко. (картинка расчёска и грива лошадки) Гребешком приглажу хвостик, (картинка расчёска лошадка и хвостик) И верхом поеду в гости. (картинка верхом на лошадке) Всё это можно нарисовать на листе в правильной последовательности. При следующем прочтении стихотворения при каждом слове или строчке указываете на нужную картинку, обсуждайте нарисованное с малышом. Эта техника не только позволяет учить стихи но и пересказывать рассказы. Передсном прочитайте сказку на ночь ребенкуа потом беседу с ребёнком о том, какие события произошли сегодня в течении дня. Спросите, что ему больше всего запомнилось, что он кушал. Пусть расскажет, прошёл день в детском саду, что купили в магазине и так далее. Можно за каждое воспоминание давать ребёнку наклейку, а когда их наберётся достаточно, поменять на игрушку. После того как прочитали с ребенком книгу спросите кто главный герой, про что сказка. Это очень хорошо не только для памяти но и для развития словарного запаса. Уважаемые родители, процесс формирования психики ребёнка длительный и «ранимый». Наберитесь терпения, многократные повторения обязательно принесут свои плоды. Не ругайте ребёнка, если что-то не получается, ведь у каждого свой темп развития, свои индивидуальные особенности. Любите своего ребенка, и он ответит вам тем же. Успехов!
|