«Развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья средствами песочной терапии». |
Развивающие занятия | |||
Автор: Милькова Людмила Николаевна | |||
07.04.2023 08:52 | |||
«Развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья средствами песочной терапии». Развитие эмоционально-волевой сферы — это постепенный процесс, и его необходимо осуществлять в атмосфере обучения. Лучше всего это делать при помощи игры. Развитие эмоционально-волевой сферы способствует успешной адаптации ребёнка с ОВЗ в обществе и позволяет в дальнейшем не только эффективно строить отношения с окружающими, но и более грамотно выражать свои эмоции. Повышается качество жизни детей, имеющих особенности в развитии. Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Во время психологического сопровождения в рамках дошкольного учреждения необходимо использовать инновационные методы и технологии, направленные на сохранение здоровья. Одним из методов, с помощью которого можно корректировать эмоционально-волевое развитие ребенка с ОВЗ, является метод песочной терапии. Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги Санкт-Петербурского института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме — Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».
В игре с песком ничего нет невозможного, можно решить любые проблемы (индивидуально) и научить взаимодействию со сверстниками (в группе). Проигрывая проблемные ситуации с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и подсознательно находит для себя те ответы, которые сложно получить от взрослых. У взрослых появляется уникальная возможность увидеть внутренний мир ребенка и то, что в психологии называется «здесь и сейчас», в проигрывании различных ситуаций с героями песочных игр осуществляется переход воображаемого в реальное и наоборот. Уникальность песочной терапии позволяет делать видимым то, что не имеет словесных форм для своего отражения. Ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально проживает ее с помощью миниатюрных фигурок. Организация игр с песком требует создания специальной пространственной среды. Использую световой планшет с крышкой размером 50*70 см, высота борта 8 см. Данный размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, позволяет ребенку охватить взглядом всю песочницу целиком. Использую специальный песок (обычный и цветной), он занимает небольшую часть в ящике. А так же наборы миниатюрных фигурок: домашние и дикие животные, насекомые, птицы, люди, деревья, дома, сокровища и т.д. Это неполный перечень, дополнять его можно по необходимости. С детьми ОВЗ метод Песочной терапия в основном проводится в форме индивидуальных занятий. Игровой сюжет, объекты, которые включаются в игру подбираю индивидуально, учитывая интересы ребенка и уровень его актуального развития в данный момент. Развитие игры провожу от простых манипуляций с песком до игры со смыслом. Постепенно ввожу сюжет, который комментирую. Постоянно поддерживаю интерес ребенка к деятельности, расширение взаимодействия позволяет предотвратить появление стереотипной игры с песком. Игра с песком замечательна тем, что любое прикосновение можно считать деятельностью, особенно при помощи взрослого, который может придать смысл даже простому отпечатку руки ребенка, например, превратив его в какой-то предмет. В игре с песком стимулируются нервные окончания кончиков пальцев, прикосновения к песку вызывают приятные ощущения, поскольку песок в световой песочнице характеризуется особой структурой и физическими свойствами. Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений использую музыкальные произведения: «Звуки природы», релаксационная и классическая музыка, рекомендованная для детей дошкольного возраста. Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура разработана с учетом диагностики и возрастных особенностей детей с ОВЗ. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно. Проведение игр с песком с аутичными детьми отличаются и требует соблюдения ряда правил. На начальном этапе при знакомстве ребенка РАС с песком следует избегать жесткой структуры занятия. В зависимости от ситуации, эмоционального состояния и интересов ребенка можно продлить этап спонтанной игры в песке, даже если это стереотипные манипуляции. Обязательно повторяем один ритуал приветствия и прощания. Это поможет ребенку лучше ориентироваться в ситуации. Сначала показывала способы действия с песком, а затем вместе с ребенком, «рука в руке» повторяем их. Не настаиваю на четком выполнении инструкции. На первых занятиях с ребенком осваивали простой набор действий с песком с помощью рук. Затем стали использовать различные приспособления (лопатки, ситечки, грабли, емкости для пересыпания, кисточки для рисования и т.д.), а также игрушки (фигурки животных и т.д.). Не стоит показывать ребенку сразу весь набор игрового материала. Внимательно слежу за эмоциональной реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или утомления занятие завершаю. Анализ работы по развитию эмоциональной-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии показал положительные результаты у детей заметно снижение психоэмоциональной напряженности, увеличился интерес к окружающему миру и потребности ребенка узнавать новое, экспериментировать и действовать самостоятельно. Повысился уровень развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение) и мелкой моторики. Практическое применение: Упражнение «песочный дождик» (Е. А. Тупичкина «Мир песочных фантазий»); Игровое арт-терапевтическое упражнение; Анимация мини сказки «Ожившее пятно»; Рисование реки, моря; Рисование по контуру; Игра «Что бы это значило?»
|