Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья средствами песочной терапии».
Развивающие занятия
Автор: Милькова Людмила Николаевна   
07.04.2023 08:52

«Развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья средствами песочной терапии».«Развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья средствами песочной терапии».

Развитие эмоционально-волевой сферы — это постепенный процесс, и его необходимо осуществлять в атмосфере обучения. Лучше всего это делать при помощи игры. Развитие эмоционально-волевой сферы способствует успешной адаптации ребёнка с ОВЗ в обществе и позволяет в дальнейшем не только эффективно строить отношения с окружающими, но и более грамотно выражать свои эмоции. Повышается качество жизни детей, имеющих особенности в развитии.

Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы.

Во время психологического сопровождения в рамках дошкольного учреждения необходимо использовать инновационные методы и технологии, направленные на сохранение здоровья. Одним из методов, с помощью которого можно корректировать эмоционально-волевое развитие ребенка с ОВЗ, является метод песочной терапии.

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги Санкт-Петербурского института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме — Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».

 

В игре с песком ничего нет невозможного, можно решить любые проблемы (индивидуально) и научить взаимодействию со сверстниками (в группе). Проигрывая проблемные ситуации с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и подсознательно находит для себя те ответы, которые сложно получить от взрослых. У взрослых появляется уникальная возможность увидеть внутренний мир ребенка и то, что в психологии называется «здесь и сейчас», в проигрывании различных ситуаций с героями песочных игр осуществляется переход воображаемого в реальное и наоборот. Уникальность песочной терапии позволяет делать видимым то, что не имеет словесных форм для своего отражения. Ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально проживает ее с помощью миниатюрных фигурок.

Организация игр с песком требует создания специальной пространственной среды. Использую световой планшет с крышкой размером 50*70 см, высота борта 8 см. Данный размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, позволяет ребенку охватить взглядом всю песочницу целиком.

Использую специальный песок (обычный и цветной), он занимает небольшую часть в ящике. А так же наборы миниатюрных фигурок: домашние и дикие животные, насекомые, птицы, люди, деревья, дома, сокровища и т.д. Это неполный перечень, дополнять его можно по необходимости.

С детьми ОВЗ метод Песочной терапия в основном проводится в форме индивидуальных занятий. Игровой сюжет, объекты, которые включаются в игру подбираю индивидуально, учитывая интересы ребенка и уровень его актуального развития в данный момент.

Развитие игры провожу от простых манипуляций с песком до игры со смыслом. Постепенно ввожу сюжет, который комментирую. Постоянно поддерживаю интерес ребенка к деятельности, расширение взаимодействия позволяет предотвратить появление стереотипной игры с песком. Игра с песком замечательна тем, что любое прикосновение можно считать деятельностью, особенно при помощи взрослого, который может придать смысл даже простому отпечатку руки ребенка, например, превратив его в какой-то предмет. В игре с песком стимулируются нервные окончания кончиков пальцев, прикосновения к песку вызывают приятные ощущения, поскольку песок в световой песочнице характеризуется особой структурой и физическими свойствами.

Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений использую музыкальные произведения: «Звуки природы», релаксационная и

классическая музыка, рекомендованная для детей дошкольного возраста.

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура разработана с учетом диагностики и возрастных особенностей детей с ОВЗ. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

Проведение игр с песком с аутичными детьми отличаются и требует соблюдения ряда правил. На начальном этапе при знакомстве ребенка РАС с песком следует избегать жесткой структуры занятия. В зависимости от ситуации, эмоционального состояния и интересов ребенка можно продлить этап спонтанной игры в песке, даже если это стереотипные манипуляции. Обязательно повторяем один ритуал приветствия и прощания. Это поможет ребенку лучше ориентироваться в ситуации. Сначала показывала способы действия с песком, а затем вместе с ребенком, «рука в руке» повторяем их. Не настаиваю на четком выполнении инструкции. На первых занятиях с ребенком осваивали простой набор действий с песком с помощью рук. Затем стали использовать различные приспособления (лопатки, ситечки, грабли, емкости для пересыпания, кисточки для рисования и т.д.), а также игрушки (фигурки животных и т.д.). Не стоит показывать ребенку сразу весь набор игрового материала. Внимательно слежу за эмоциональной реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или утомления занятие завершаю.

Анализ работы по развитию эмоциональной-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии показал положительные результаты у детей заметно снижение психоэмоциональной напряженности, увеличился интерес к окружающему миру и потребности ребенка узнавать новое, экспериментировать и действовать самостоятельно. Повысился уровень развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение) и мелкой моторики.

Практическое применение: Упражнение «песочный дождик» (Е. А. Тупичкина «Мир песочных фантазий»); Игровое арт-терапевтическое упражнение; Анимация мини сказки «Ожившее пятно»; Рисование реки, моря; Рисование по контуру; Игра «Что бы это значило?»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год