«Развитие познавательной сферы у дошкольников с РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Глазова Юлия Михайловна | |||
03.04.2023 14:36 | |||
«Развитие познавательной сферы у дошкольников с РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию выступление на тему организация коррекционной работы с ребенком с расстройством аутистического спектра в условиях детского дошкольного учреждения. Тема огромная. Она касается работы тьюторов, ассистентов, воспитателей, учителей-дефектологов, учителей-логопедов. Именно сегодня я затрону тему «Развитие познавательной сферы у дошкольников с РАС» Ни для кого не секрет, что детей с РАС в мире, в нашей стране в том числе, становится все больше и больше. По статистике, один из пятидесяти рожденных в мире детей становится ребенком с расстройством аутистического спектра. Аутизм самое быстрое по скорости распространения форма нарушения развития. К сожалению, родителям таких детей непросто добиться того, чтобы ребенку поставили диагноз РАС и такие дети приходят в обычные детские сады и в сады компенсирующего вида и педагоги сталкиваются с определёнными проблемами в их воспитании и развитии. Надеюсь, что мой маленький опыт, представленный сегодня, будет полезен вам в вашей работе с детьми с РАС.
В сентябре 2022 года к нам в детский сад пришел мальчик Максим и перед нашим коллективом и мной возникло сразу много вопросов: как наладить контакт с ребенком и коммуницировать с ним? Каким образом организовать коррекционно-развивающую работу с ребенком в условиях детского сада? В начале обучения у мальчика отмечались такие особенности: вступление в контакт затруднено. Коммуникативная активность снижена. Интерес к занятиям выражен слабо. Самоконтроль низкий. Необходима активная помощь взрослого. Легко отвлекается. Представления о сенсорных эталонах недостаточно сформированы. Зрительная и слуховая память нуждается в развитии. Страдает их произвольность. Умственные операции: обобщение, классификация затруднены. Количественные представления недостаточно сформированы. Недостаточно развита эмоциональная сфера, общая и мелкая моторика. Наблюдались трудности с концентрацией и переключаемостью внимания. У мальчика отсутствовала речь. Максим очень слабо использовал мимику, жесты как средство коммуникации. Он не обращается с прямыми вопросами. Не может выразить просьбу. Часто уклоняется от прямых ответов на вопросы. На консультации мама поделилась, что до детского сада. Максиму поднял взгляд дефектолог методом: «любимая вкусняшка». Максиму показывали булочку, он следил за ней и таким образом поднимал взгляд на педагога. Коррекционно-развивающую работу с ребенком я осуществляю по следующим направлениям: Ознакомление с окружающим миром, развитие познавательных процессов, сенсорная коррекция, формирование элементарных математических представлений. Данная работа проводится в форме индивидуальных занятий. На ребенка составляется индивидуальный маршрут. При составлении тематического планирования лексические темы детского сада адаптируются под ребенка индивидуально. Структура занятий и количество заданий на занятии варьируется в зависимости от особенностей, способностей ребенка. Воспитатели закрепляют полученные знания, умения и навыки. Для того, чтобы коррекционно-развивающая работа с детьми РАС была эффективной, необходимо создать специальные условия, используя следующие принципы и приемы. На первоначальном этапе работы необходимо установить контакт с ребенком. Например, можно сначала просто присутствовать во время его игры в группе, чтобы ребенок ко мне привык. Детям необходимо дать возможность освоится и в кабинете дефектолога. Возможно, что в первый раз ребенок просто ненадолго зайдет в кабинет, постоит и уйдет. В следующий раз он воспринимает это место, как знакомое. не боится сесть за стол, начать играть. Для установления контакта и вовлечения ребенка в совместную деятельность я предлагала различные игры и игрушки, исходя из его интересов. В это время важно создать положительный эмоциональный настрой у ребенка. на этом этапе я старалась определить какие игры могут стать поощрением для Максима. Первые занятия длятся всего 5 минут. На них я использую несложные игры. Например на сенсорное восприятие, такие как разложи по цвету, на какую фигуру похож предмет и другие. В начале занятий детям с Рас необходимо предъявить визуальное расписание. То есть визуальную структуру занятия. Таким образом мы информируем ребенка о том, сколько заданий необходимо сделать. Для каждого ребенка необходимо использовать индивидуальное расписание. в одном случае, ребенок собирает пирамидку. За каждое выполненное задание он получает колечко. Когда он соберет пирамидку, то получает поощрение-игру. Другой пример визуального расписания: ребенок закрывает цифры кружками по мере выполнения заданий. Сначала можно использовать картинки с изображением заданий, а в дальнейшем, можно перейти к тому, что готовые задания лежали на столе в ряд, и ребенок мог контролировать самостоятельно. без дополнительного расписания, что необходимо сделать на занятии. Предъявление визуального расписания позволяет увеличивать время занятия до 15 до 20 минут. Способствует у детей с РАС лучшему настрою заниматься, и они охотнее принимают новые задания. Во время занятия обращаться к ребенку надо короткими простыми фразами. На любое слово или действие необходимо предъявлять доступную для детей с РАС наглядность. Например в процессе ознакомления с окружающим миром по лексической теме зима мной использовался следующий наглядный материал: предметные сюжетные картинки, мнемотаблицы, картинки для составления коллажей игра кому что нужно и другие пособия. Во время занятия детям с рас необходимо к каждому заданию давать краткую чёткую инструкцию и показывать образец выполнения задания. Например, вместо инструкции назови фигуры на первоначальном этапе работы лучше дать вербальный образец выполнения задания. Это круг. указать на круг. А это? указать на треугольник. И ребенок отвечает. Другой способ невербальный. Таким образом учу играть в игры. Разложи по размеру. Что сначала, что потом? Сначала показываю, как выполнить задание, на подобном материале, оставляю перед глазами ребенка образец выполнения, прошу, сделай так же. Третий способ используется для выполнения графических заданий. Например: вместе со словесной инструкцией зачеркни все кружки я зачеркиваю кружок то есть даю образец выполнения задания. Для успешной коррекционной работы с детьми с рас нужно предлагать игры и задания, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Например, я со всеми детьми играю в игру что лишнее? но в зависимости от способностей ребенка, подбираю задание различной сложности. первый уровень выполнение заданий с геометрическими фигурами. второй уровень нужно найти один отличающийся предмет из ряда других. третий уровень более сложный исключение четвертого лишнего. необходимо не только закрыть лишний предмет карточкой, но и объяснить свой выбор. В процессе коррекционно-развивающей работе с детьми с рас необходимо обеспечить достаточное количество повторений выполнения заданий. для более прочного формирования знаний и навыков. для этого на занятии используется разнообразный дидактический материал. Этот принцип особенно важен при формировании количественных представлений. На занятии при преодолении механического счета развития умения соотносить количество, число и цифру я использую различные материал. Игры со шнуровкой, пособия на липучках, на магнитах. пазлы, конструкторы, природный материал и другие пособия. Для более эффективной коррекционной работы при выборе заданий и игр важно учитывать индивидуальные интересы детей. Например для развития зрительной памяти я учила Максима играть в игру чего не стало? Используя игрушки которые именно ему нравятся. Это повышало его интерес к занятию. Для успешной коррекционной работы важно определить что станет поощрением для ребенка. При работе педагогу необходимо быть последовательным. Важно, чтобы ребёнок выполнял все задания до конца, и только потом получал поощрение. То есть смог играть с интересной игрушкой. В результате коррекционно-развивающей работы у ребенка пополнились знания и представления об окружающем мире, сформировались представления о цвете, форме, величине предметов. Внимание у него стало более сосредоточенным, увеличился его объем. Улучшилась способность к произвольному запоминанию. Умственные операции обобщение, классификация стали более сформированными. Улучшились счетные навыки. Учится оперировать знаками и цифрами. Таким образом у Максима наблюдается положительная динамика в развитии познавательной сферы, что позволяет утверждать что данные принципы и приемы являются эффективными в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми с РАС. Желаю успехов в работе!
|