Развитие творческих способностей детей через проектную деятельность. |
Развивающие занятия | |||
Автор: Гуськова Анна Владимировна | |||
13.02.2023 16:43 | |||
Развитие творческих способностей детей через проектную деятельность. Подготовила воспитатель д/с МБОУ «СШ д.Охона»: Гуськова А.В. Долгое время общество не имело острой практической потребности в рассмотрении и изучении психолого-педагогических основ творчества. Ученые-исследователи считали, что творчество есть проявление человеческого духа и не подлежит научному анализу. К середине XX века возникла новая потребность в обществе, социальный заказ – обеспечить рациональное управление творчеством, необходимы были творческие работники, которые способствовали бы развитию научно-технического прогресса в государстве. Таким образом, изучение психолого-педагогических основ творчества имело практическое значение и требовало научного осмысления.
Анализируя научную литературу по данному вопросу, хочу отметить, что нет единого мнения в определении понятии «творчества». Так по Рубинштейну С.Л, «творчество — деятельность, созидающая нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т. д. А.Л. Галин пишет: «Творчество – это видение в мире связей, наиболее красивых и совершенных форм, их воплощение в жизнь в активной созидательной деятельности». Л.Н. Галигузова рассматривает творчество «…как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, порождающая нечто новое, ранее не бывшее». В словаре С.И. Ожегова творчество рассматривается как создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. Исходя из этих понятий, видно, что термин «творчество» указывает и на деятельность личности, на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. Между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации существует прямая связь. Таким образом, творческая деятельность — это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, способствующая расширению пределов человеческих возможностей, стремлению к саморазвитию, самосовершенствованию. Проблема формирования творческих способностей достаточно тщательна изучена в работах современных педагогов и психологов. Среди авторов, занимавшихся данной проблемой, можно назвать таких как Л.С. Выготский, М. Воллах, Н. Коган, А. Страунинг, Г. Буш, Дж. Смит, Б.П. Никитин, С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина, Н.Ф. Комарова, Б.Н. Заика и мн. другие. На сегодняшний день перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала детей. В связи с введением в действие ФГОС возникла необходимость повышения качества дошкольного образования, направленного на выявление и развитие творческих способностей детей. Колоссальными способностями повышения качества дошкольного образования обладает внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности. Одной из инновационных образовательных технологий, которая направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей, является технология проектной деятельности. Сегодня одним из наиболее развивающих, интересных и значимых методов для детей дошкольного возраста в развитии творческих способностей является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным средством реализации, которое позволяет проявить творческое начало и развить творческий потенциал детей дошкольного возраста. Проект в детском саду — это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Стержнем проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей, что развивает в детях уверенность в своих возможностях и создает умение самостоятельно искать пути решения задач. Надо помнить, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Основной целью проектной деятельности в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка. В практике ДОУ используются следующие типы проектов:
-информационно-практико-ориентированный. (Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)) Особое место в детсадовской проектной деятельности занимают проекты творческие. Их реализация подразумевает, что после воплощения основной части проекта в жизнь производится оформление полученных результатов в виде итогового мероприятия, развлечения, праздника. Этот тип проекта подходит даже для маленьких детей. И более подробно расскажу о творческом проекте, который был реализован в нашем дошкольном учреждении. Проект «Сказочный Город», направленный на формирование творческих способностей детей среднего дошкольного возраста через изготовление из различных материалов макетов архитектурных сооружений. Данный проект является: творческим (высокая степень творческой активности участников); групповым (участвовали две подгруппы детей); отличается открытой координацией (педагог-координатор проекта выполнял свои непосредственные функции, ненавязчиво направляя работу участников, организуя этапы работы). При реализации проекта «Сказочный Город» нами учитывалась взаимосвязь стадий формирования творческих способностей средних дошкольников с этапами проекта. Рассмотрим более подробно содержание реализованных этапов. На этапе целеполагания дошкольникам предлагалось письмо, адресованное от сказочных героев, в котором говорилось о том, что в результате урагана, их сказочный город был полностью разрушен. Дети предлагали разные варианты решения данной проблемы: вызвать спасателей, чтобы помочь построить новый город, переехать на новое место жительство, надо всем вместе собраться и построить новый сказочный город. В процессе совместного обсуждения с детьми, пришли к выводу, что для строительства нового города необходима совместная помощь, и действия каждого ребенка будут значимы. На этапе планирования процесса в ходе совместной беседы, мы пришли к выводу, что для постройки собственного города необходимо составить план. Вместе с детьми был сделан план местности, на котором будет строиться макет города. На этапе реализации процесса дети постепенно создавали запланированные архитектурные сооружения, воплощая их на макете сказочного города. На этапе рефлексии и коррекции проделанной работы, детям предлагалось сопоставить конечный результат деятельности с намеченной изначально целью, осуществить самооценку и взаимооценку. Дошкольники с помощью педагога осуществляли рефлексию всей проделанной работы (вспоминали последовательность выполнения проекта, этапы изготовления его частей, алгоритм действий на занятиях), оценивали качество выполнения макета сказочного города. Таким образом, этап рефлексии и коррекции проделанной работы был тесно связан со стадией освоения способов построения художественной формы. В итоге можно говорить о том, что метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Также наиболее ярко творческие способности детей реализуются через экспериментальную деятельность, рисование по замыслу в различных техниках, лепка различными материалами, аппликация из различных материалов и т.д.
|