Актуальные вопросы развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста |
Развивающие занятия | |||
Автор: Беликеева Елена | |||
05.02.2023 22:28 | |||
Актуальные вопросы развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста «В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта». Дениел Гоулман Что такое эмоция? Что такое чувство? Как оно рождается в человеке и как на него влияет? В этих вопросах сложно разобраться взрослому, не говоря уже о ребенке. Тем не менее в научной среде существует такое понятие как «эмоциональный интеллект» — EQ, который, в большинстве жизненных ситуаций значит больше, чем IQ. В жизни важно научиться разбираться в собственных эмоциях, чувствах, в том, что происходит с человеком, так как от этого напрямую зависит какие действия он начнет совершать, как будет выстраивать отношения с окружающими. И важно учиться этому в детском возрасте, когда формируются основные структуры личности, а сложные ситуации легко представить в виде игры.
Детям важно рассказывать, что с ними происходит с самого раннего возраста. Взрослые «отзеркаливают» ребенка, формируя у них понимание себя. «Ты расстроен, тебе грустно, ты злишься, ты так рад», говоря это родители дают понимание ребенку, что с ним происходит в данный момент и развивают самосознание. Поддерживают его на пути формирования собственного Я. По мере взросления ребенок попадает в детский коллектив, где ему необходимо учиться общению со сверстниками, а это делать сложно, если ты не понимаешь себя, того, что происходит с тобой и другими. В детском коллективе часто можно наблюдать ссоры, конфликтные ситуации, споры, драки, а дальше обиды, злость, разочарования, отсутствие друзей и «плохое поведение», вследствие неумения управлять собой. Вот почему вопрос развития эмоционального интеллекта уже в детском возрасте становится актуальным. Именно в дошкольном детстве закладываются основные структурные компоненты личности человека, формируется характер, стиль поведения и самосознание. В детском саду дошкольник не только осваивает программу образования, но и развивает свои коммуникативные навыки, проходит процесс социализации в своем первом коллективе. Еще Л.С. Выготский считал: «эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выделяет одной из главных задач «укрепление физического и психического здоровья детей в том числе их эмоционального благополучия. А в разделе ФГОС 2.6. «Социально-коммуникативное развитие» выделена «важность развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками…». Я как педагог и психолог считаю, что вопрос развития социального и эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста является приоритетным при организации образовательного процесса в детском саду. Своей работу с детьми по развитию социально-эмоционального интеллекта я выстраиваю, опираюсь на исследования отечественных и зарубежных психологов, которые считаю период дошкольного детства самым оптимальным для развития мышления и формирования его познавательной активности. У ребенка старшего дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, которое уже становиться внеситуативным. Это значит, что дошкольник не зависимо от конкретной задачи способен решать мыслительные задачи. При развитии социально-эмоционального интеллекта, опираясь на наглядно-образное мышление я использую просмотр иллюстраций при чтении книг, просмотр мультфильмов, сказок, театрализованных представлений с последующим обсуждением характера и поведения героев. Также использую сюжетную картинку, опираясь на которую ребенок придумывает сюжет, его развитие, поведение героев. Особое место занимают игры: «Покажи эмоцию», «Объясни без слов», «Продолжи фразу», а также сюжетно-ролевые и режиссерские игры, которые способствуют обогащению словарного запаса, развитию мышления, воображения и социальных навыков. В отличие от врожденных талантов – музыкального слуха, художественных способностей – эмоциональный интеллект можно развить у каждого. Это происходит в коллективе при общении со сверстниками, с родителями, взрослыми и это бесспорно радует так как это дает нам возможность значительно повысить качество жизни.
|