Опыт работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста |
Развивающие занятия | |||
Автор: Скачкова Марина Владимировна | |||
17.01.2023 06:45 | |||
Опыт работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста Выполнила: воспитатель Скачкова Марина Владимировна МБДОУ д/с комбинированного вида №1 ст. Кущевская, Краснодарский край Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня хочу представить Вам свой опыт работы по сенсорному развитию детей. Работая с детьми младшего возраста я обратила внимание на то, что дети испытывают трудности в освоении цвета, формы величины предметов. Изучив программу, я решила провести оценку индивидуального развития детей. Оценка инд. развития показала, что у большинства детей не сформированы понятия о цвете, форме, величине, имеются затруднения в слуховом восприятии и развитии тактильных ощущений. У детей моей группы плохо развита мелкая моторика. Результаты были озвучены мною на род. собрании. Получив поддержку родителей, и коллеги по группе, я наметила план работы. Мною были поставлены следующие задачи:
Для решения поставленных задач был реализован проект «Мир сенсорики». Целью проекта являлось: 1. развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры. Задачи проекта:
В ходе реализации проекта была пополнена развивающая предметно пространственная среда и созданы сенсорные центры: В «Центре активности» размещены игры и пособия, развивающие сенсорные представления детей:
В группе создан «Центр песка и воды». Он предназначен для знакомства малышей в доступной форме со свойствами песка и воды: сухой песок сыпется, из мокрого можно лепить любые формы. В центре «Конструирования» детям интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталью о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства (шарик катится, кубик устойчиво стоит, кирпичик неустойчиво стоит на узкой короткой дорожке). В центре «Художественного творчества» для детей имеется бумага разной фактуры, карандаши, кисточки, трафареты, штампы. Дети рисуют различными изобразительными средствами на различной поверхности. В центре «Слухового восприятия» находятся пособия для создания звуков: это различные озвученные игрушки, «шуршалки», «гремелки» и др. Для развития музыкального слуха играем в музыкально – дидактические игры: «Угадай, на чем играю», «Угадай, где звенит?», «Кто в домике живет». Кроме того, использую магнитолу для прослушивания различных мелодий и звуков: пение птиц, шум дождя, журчание ручейка, крики животных. Все центры содержат постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от интересов, потребностей детей При организации сенсорных центров я учитывала следующее:
Для развития мелкой моторики рук, а также для ознакомления с различными свойствами предметов мной изготовлена сенсорная доска. (Бизиборд) Данная развивающая доска служит прекрасным помощником в развитии у детей мелкой моторики пальчиков рук, активной речи, мышления, памяти; способствует воспитанию волевых и нравственных качеств: целеустремлённости, самостоятельности, в процессе работы с данным пособием у детей улучшается настроение, снимается психоэмоциональное напряжение. Наполнение такой доски может быть разнообразным, в качестве ее элемента может быть использован абсолютно любой предмет, который вызовет у ребёнка интерес и не причинит ему вреда. По моему мнению, такая доска является отличным средством развития детей раннего возраста и как элемент предметно-развивающей среды. Благодаря ему происходит развитие тактильных ощущений, мелкая моторика, логика и мышление. В ходе реализации проекта была создана картотека дидактических игр направленных на развитие сенсорного восприятия. Так же в нашей группе мы используем «Тактильный маршрут». Состоит из дорожек изготовленных из разных по жесткости и мягкости материалов. (поролон, рогожа, резина и пр.). В процессе своей работы предлагаю детям: цветные палочки, веселые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками, играем в такие игры как: «Укрась поляну», «Наряди елочку», «Накорми птиц», «Выросли цветочки», «Разноцветные вагончики» и другие. Для правильного формирования у детей представлений о цвете работу провожу в несколько этапов: На первом этапе формирую понятия о двух контрастных цветах, упражняю в подборе одинаковых предметов. Проводила с детьми следующие дидактические игры: «Покажи такой предмет»; «Принеси такой же мячик»; «Разложи по тарелочкам» (при этом использовала каждый раз новые предметы: фломастеры, кубики, колпачки, чтобы детям было интересно, и предложенная игра не наскучила); «Найди пару» (варежки, сапожки). В начале работы цвета предметов я не называла. Для того чтобы малышам стали понятными такие выражения, как «такой же» — «не такой», использовала прием прикладывания одного предмета на другой. На втором этапе формировала понятие о четырех контрастных цветах: красный, синий, желтый и зеленый. Этому способствует подбор по образцу различных предметов (полоски, кубики, мячики). На этом этапе детям нравятся такие дидактические игры, как: «Привяжи ниточки к шарикам»; «Посади цветок в горшок»; «Спрячь мышку»; «Разложи по цвету»; «Веселые зайчики». Если дети на первых порах ошибаются, помогаю им, прибегаю к приему «показ по образцу». Для заинтересованности детей использую различные дидактические материалы, чередуя их. На этом этапе подвожу детей к пониманию того, что разные предметы могут иметь одинаковый цвет. Для формирования представлений о форме предметов различаем предметы с помощью сравнения. Например: «На что похож мячик по форме?». Произношу фразу: «Мячик по форме круглый, такой же круглый, как апельсин». Далее предлагаю детям найти самостоятельно объекты с данным признаком. Осуществляю такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура в воздухе, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте. Для правильного определения величины у детей формирую следующие представления:
В играх на определение величины использую самое большое количество предметов, которые предварительно подготавливаю. Это игрушки разных размеров: кубики, мячики, коробки и другие. Игры: «Какой мяч больше», «Большие и маленькие куклы», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов. В совместной деятельности детей применяю такие методы как: показ, объяснение, образное сравнение; подбадриваю тех детей у которых не получается сразу выполнить задание, хвалю тех, кто правильно выполняет задание. Играя, ребенок учится восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. Знания, полученные во время игры, помогают детям в жизни. Игры включаются во все компоненты образовательной деятельности.
|