Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
Развивающие занятия
Автор: Скачкова Марина Владимировна   
17.01.2023 06:45

Опыт работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возрастаОпыт работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

Выполнила: воспитатель Скачкова Марина Владимировна МБДОУ д/с комбинированного вида №1 ст. Кущевская, Краснодарский край

Добрый день уважаемые коллеги!

Сегодня хочу представить Вам свой опыт работы по сенсорному развитию детей.

Работая с детьми младшего возраста я обратила внимание на то, что дети испытывают трудности в освоении цвета, формы величины предметов.

Изучив программу, я решила провести оценку индивидуального развития детей. Оценка инд. развития показала, что у большинства детей не сформированы понятия о цвете, форме, величине, имеются затруднения в слуховом восприятии и развитии тактильных ощущений. У детей моей группы плохо развита мелкая моторика. Результаты были озвучены мною на род. собрании. Получив поддержку родителей, и коллеги по группе, я наметила план работы.

Скачать презентацию

Мною были поставлены следующие задачи:

  • создать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной,
  • закреплять умение выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов;
  • группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету, используя дидактические игры и упражнения;
  • совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств,
  • развивать образные представления;
  • развитие мелкой моторики и тактильного восприятия,
  • развитие слухового восприятия.

Для решения поставленных задач был реализован проект «Мир сенсорики».

Целью проекта являлось:

1. развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.

Задачи проекта:

  1. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей младшего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
  2. Формировать сенсорные представления детей о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
  3. Изготовить игры и пособия на развитие сенсорных навыков
  4. Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельность.
  5. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.

В ходе реализации проекта была пополнена развивающая предметно пространственная среда и созданы сенсорные центры:

В «Центре активности» размещены игры и пособия, развивающие сенсорные представления детей:

  • игры на развитие представлений о цвете ( «Привяжи ниточку к шарику», «Подбери блюдце», «Одень снеговика», «Посади цветок в горшок», «Спрячь мышку», «Найди потерявшее яйцо», «Цветной телефон»);"Подбери колеса для машины"и. т. д. форме ( «Заплатки», «Спрячь мышку», «Варежки», «Стаканчики»)
  • игры на представления о величине предметов ( «Собери матрешку», «Большие и маленькие», «Бусы для мамы»).

В группе создан «Центр песка и воды». Он предназначен для знакомства малышей в доступной форме со свойствами песка и воды: сухой песок сыпется, из мокрого можно лепить любые формы.

В центре «Конструирования» детям интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталью о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства (шарик катится, кубик устойчиво стоит, кирпичик неустойчиво стоит на узкой короткой дорожке).

В центре «Художественного творчества» для детей имеется бумага разной фактуры, карандаши, кисточки, трафареты, штампы. Дети рисуют различными изобразительными средствами на различной поверхности.

В центре «Слухового восприятия» находятся пособия для создания звуков: это различные озвученные игрушки, «шуршалки», «гремелки» и др. Для развития музыкального слуха играем в музыкально – дидактические игры: «Угадай, на чем играю», «Угадай, где звенит?», «Кто в домике живет». Кроме того, использую магнитолу для прослушивания различных мелодий и звуков: пение птиц, шум дождя, журчание ручейка, крики животных. Все центры содержат постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от интересов, потребностей детей

При организации сенсорных центров я учитывала следующее:

  • доступность;
  • безопасность;
  • эстетичность;
  • соответствие возрастным особенностям младших дошкольников.

Для развития мелкой моторики рук, а также для ознакомления с различными свойствами предметов мной изготовлена сенсорная доска. (Бизиборд)

Данная развивающая доска служит прекрасным помощником в развитии у детей мелкой моторики пальчиков рук, активной речи, мышления, памяти; способствует воспитанию волевых и нравственных качеств: целеустремлённости, самостоятельности, в процессе работы с данным пособием у детей улучшается настроение, снимается психоэмоциональное напряжение.

Наполнение такой доски может быть разнообразным, в качестве ее элемента может быть использован абсолютно любой предмет, который вызовет у ребёнка интерес и не причинит ему вреда.

По моему мнению, такая доска является отличным средством развития детей раннего возраста и как элемент предметно-развивающей среды. Благодаря ему происходит развитие тактильных ощущений, мелкая моторика, логика и мышление.

В ходе реализации проекта была создана картотека дидактических игр направленных на развитие сенсорного восприятия.

Так же в нашей группе мы используем «Тактильный маршрут». Состоит из дорожек изготовленных из разных по жесткости и мягкости материалов. (поролон, рогожа, резина и пр.).

В процессе своей работы предлагаю детям: цветные палочки, веселые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками, играем в такие игры как: «Укрась поляну», «Наряди елочку», «Накорми птиц», «Выросли цветочки», «Разноцветные вагончики» и другие.

Для правильного формирования у детей представлений о цвете работу провожу в несколько этапов:

На первом этапе формирую понятия о двух контрастных цветах, упражняю в подборе одинаковых предметов. Проводила с детьми следующие дидактические игры: «Покажи такой предмет»; «Принеси такой же мячик»; «Разложи по тарелочкам» (при этом использовала каждый раз новые предметы: фломастеры, кубики, колпачки, чтобы детям было интересно, и предложенная игра не наскучила); «Найди пару» (варежки, сапожки).

В начале работы цвета предметов я не называла. Для того чтобы малышам стали понятными такие выражения, как «такой же»«не такой», использовала прием прикладывания одного предмета на другой.

На втором этапе формировала понятие о четырех контрастных цветах: красный, синий, желтый и зеленый. Этому способствует подбор по образцу различных предметов (полоски, кубики, мячики). На этом этапе детям нравятся такие дидактические игры, как: «Привяжи ниточки к шарикам»; «Посади цветок в горшок»; «Спрячь мышку»; «Разложи по цвету»; «Веселые зайчики». Если дети на первых порах ошибаются, помогаю им, прибегаю к приему «показ по образцу». Для заинтересованности детей использую различные дидактические материалы, чередуя их. На этом этапе подвожу детей к пониманию того, что разные предметы могут иметь одинаковый цвет.

Для формирования представлений о форме предметов различаем предметы с помощью сравнения. Например: «На что похож мячик по форме?». Произношу фразу: «Мячик по форме круглый, такой же круглый, как апельсин». Далее предлагаю детям найти самостоятельно объекты с данным признаком. Осуществляю такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура в воздухе, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте.

Для правильного определения величины у детей формирую следующие представления:

  • подбор одинаковых предметов по образцу
  • различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения

В играх на определение величины использую самое большое количество предметов, которые предварительно подготавливаю. Это игрушки разных размеров: кубики, мячики, коробки и другие. Игры: «Какой мяч больше», «Большие и маленькие куклы», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.

В совместной деятельности детей применяю такие методы как: показ, объяснение, образное сравнение; подбадриваю тех детей у которых не получается сразу выполнить задание, хвалю тех, кто правильно выполняет задание.

Играя, ребенок учится восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. Знания, полученные во время игры, помогают детям в жизни. Игры включаются во все компоненты образовательной деятельности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год