Универсальная развивающая игра «Крышки-УмНяшки» для детей раннего возраста. |
Развивающие занятия | |||
Автор: Курлаева Е. А. Заводовская О.В. | |||
03.12.2022 05:53 | |||
Универсальная развивающая игра «Крышки-УмНяшки» для детей раннего возраста. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 с. Таврово Белгородского района Белгородской области» Лучшие практики воспитания и развития детей раннего возраста Авторы:
Всестороннее развитие личности начинается с раннего возраста. В этот период закладываются важнейшие способности и навыки. А поскольку главным занятием малыша является игра, то правильно подобранная, она помогает ему постигать мир, учиться жить в нем, осваивать разные модели поведения, получать новые знания.
Практический опыт работы с детьми показывает, что применение игрового принципа развития детей, учитывающего основной вид деятельности ребёнка позволяет наиболее эффективно учитывать возрастные возможности детей. Для того, чтобы ребёнок не потерял интерес, игры должны быть разнообразными. Часто, чтобы увлечь ребёнка новой игрой, требуются совсем незначительные усилия. Работая с детьми, а также на опыте воспитания собственных детей, обратила внимание на то, что дети очень часто для игр используют разнообразный бросовый материал. Самодельные игрушки становятся самыми любимыми игрушками для ребят. Из почти ничего не стоящих материалов, получаются самые дорогие для них игрушки, в которые вложено так много. Еще не работая педагогом, начала интересоваться развивающими играми, читала литературу о развивающих играх, делала своим детям игрушки из бросового материала. Термин «развивающие игры» был впервые использован замечательными педагогами, родителями 7 детей, Борисом Павловичем и Еленой Алексеевной Никитиным. Что такое развивающие игры? Ответ содержится в самом названии. Развивающие игры – это те игры, которые способствуют развитию ребенка. Неважно, идет ли речь о развитии мелкой моторики, речи, творческих способностей и т. д. Игра, которая способствует развитию какого-либо интеллектуального или физического навыка, является развивающей. Таким образом, суть развивающей игры – необходимо выполнить какое-то задание, а для того, чтобы его выполнить, – необходимо подумать. Такие игры и игрушки развивают в детях речь, мышление, логику, мелкую моторику, упорство, творческие способности. Особенности развивающих игр:
Развивающие игры бывают различными это – абаки (счетный столик), вкладыши, пирамиды, бусины и шнуровки, настольные игры, блоки и конструкторы, игры-тренажеры. Таким образом изучив материалы по развивающим играм, посмотрев на игры с крышками, которые встречаются на просторах интернета, учитывая опыт работы с детьми, а также наличие большого количества крышек от детского питания, которые принесли родители воспитанников, натолкнули мня на мысль о создании универсальной развивающей игры, которая подходила бы для раннего возраста и могла быть усовершенствована в дальнейшем. Назвала я ее «Крышки- УмНяшки» Универсальная развивающая игра «Крышки-УмНяшки». Игра представляет собой контейнер с ячейками, в которых располагаются металлические крышки от различного детского питания. С внутренней стороны крышки тематическая картинка, с внешней стикер определенного цвета. Для предназначена детей от 1 года до 7 лет (в зависимости от сложности заданий). Игра охватывает следующие лексические темы:
Цель: развитие мелкой моторики, сенсорных способностей, логического мышления, памяти, речи. Задачи:
Количество крыше по лексическим темам, цвет: «Домашние животные» — 6 шт., зеленый, «Дикие животные» -6 шт., красный, «Морские обитатели» — 12 шт., голубой, «Транспорт» — 6 шт., синий, «Мебель» — 6 шт., фиолетовый, «Геометрические фигуры» — 24 шт. (по 6 фигур, основных цветов: красный, синий, зеленый и желтый), черный, «Овощи» — 12 шт., желтый, «Фрукты» -12 шт., оранжевый, «Тактильные крышки» — 12 шт., белый, «Цвета» — 96 шт. (все крышки). Форма организации занятий может быть как индивидуальная, так и фронтальная, групповая, в парах. Используя «Крышки-УмНяшки» можно организовать с детьми много игр, и их количество будет ограничено только фантазией детей и педагога. Вот некоторые варианты игр: 1. «Найди пару» Берем из контейнера тематические крышки по 12 шт. или 24 шт. Предлагаем детям внимательно рассмотреть их. Затем просим подобрать пары крышек с одинаковыми картинками. Можно уточнить у детей, что нарисовано на картинке. Если используются крышки с геометрическими фигурами, то уточнить название фигуры и цвет. В эту игру можно поиграть с тактильными крышками, находить пару на ощупь с закрытыми глазами. 2. «Выложи по образцу» (геометрические фигуры) Предлагаем детям полоску-образец, на которой изображены геометрические фигуры, в определенной последовательности. Ребенок должен либо наложить крышку на образец, либо выложить под полоской. Уточняем у детей название фигуры, цвет и т.д. 3. «Лото» Берем тематические крышки, соответствующие карточкам лото, складываем крышки в «волшебный мешочек», достаем по одной, у кого из детей есть такая картинка, называет предмет и в случае, если называет правильно, предмет, изображенный на крышке, забирает себе крышку. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит крышками карточку. 4. «Найди лишний предмет» Берем любые тематические крышки, 3 крышки из одной лексической темы и 1 крышку из другой. Просим ребенка найти лишнюю, объяснить почему она лишняя. Постепенно увеличиваем количество крышек. 5. «Память» Берем тематические крышки, набор по 12 шт. Начинаем игру с 6 крышек (3 пары). Сначала переворачиваем крышки картинкой вверх. Ребенок запоминает, где они находятся, потом просим перевернуть крышки цветной стороной наружу. Ребенок должен найти пару. Постепенно игру можно усложнять, добавляя по одной новой паре, доводя количество крышек до 12 шт. Играть можно как индивидуально, так и в паре. В ходе игры просим детей называть предметы, изображенные на крышках. 6. Сортер «Цвета» Вариант 1. Берем крышки основных цветов: красного, синего, зеленого и желтого. Раскладываем 4 корзины и просим разложить крышечки по цветам. При этом ребенок называет цвет крышки, когда кладет ее в корзинку. Вариант 2. Берем все крышки и 10 корзинок. Приглашаем для игры 10 человек, каждому даем корзинку (на дно приклеен стикер с определенным цветом), по сигналу дети должны собрать крышки своего цвета в корзину. Вариант 3. Педагог раскладывает крышки основных цветов в линейку (начиная с 3 крышек), просит повторить ребенка за ним. Просим ребенка называть цвет. 7. «Съедобное- несъедобное» Берем «волшебный мешочек» кладем в него тематические крышки, 2 корзинки. Педагог приглашает к себе ребенка, он достает крышку и называет, что там изображено и определяет съедобное это или несъедобное, ребенок кладет крышку в соответствующую корзинку. В эту игру можно играть со всеми детьми, с группой, в паре или индивидуально. 8. «Построй башню» Предлагаем ребенку класть крышечки друг на друга, пока башня не упадет. Можно усложнить задачу, предложив строить башню определенного цвета или из крышек одной лексической темы. В эту игру можно играть индивидуально или в паре. 9. "Проложи дорожку" Берем игрушечного зайчика и морковку (или другие варианты), кладем их на расстоянии и просим ребенка проложить дорожку от зайчика до морковки при помощи крышек. Можно выложить 2 дорожки, длинную и короткую, а потом попросить ребенка сравнить их. 10. «Волшебный мешочек» Берем тактильные крышки, выкладываем внутренней стороной вверх, даем ребенку их потрогать на ощупь, определить, что наклеено на крышку, какая она на ощупь. Далее складываем крышки в «волшебный мешочек». Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет, что это за крышечка. Подводя итог, можно сказать, чем же универсальна эта игра и какие у нее достоинства:
Какой бы ни была игра, она должна быть безопасной и интересной для ребенка! Список использованной литературы
|