«Игры с использованием нестандартного оборудования как средство развития детей раннего возраста» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Онтужева Татьяна Александровна Карамчакова Екатерина Александровна Тургульдинова Ирина Ивановна | |||
01.12.2022 19:24 | |||
«Игры с использованием нестандартного оборудования как средство развития детей раннего возраста» Авторы: Старший воспитатель – Онтужева Татьяна Александровна Учитель – логопед – Карамчакова Екатерина Александровна Инструктор по физической культуре – Тургульдинова Ирина Ивановна МБДОУ «Лукоморье» Республика Хакасия, г. Черногорск Одна из задач, стоящих перед детскими садами — так организовать развивающую предметно – пространственную среду, чтобы дети чувствовали себя комфортно в течение всего времени пребывания в ней. Находиться несколько часов подряд в одном помещении трудно даже взрослым. Детям это дается еще сложнее. Им нужно постоянно перемещаться, менять виды деятельности, играть, общаться, отдыхать. Привычные помещения ДОО не всегда отвечают этим требованиям. Помещения детских садов зачастую мало чем отличаются друг от друга. Детям же нужно, открытое пространство, разнообразное зонирование и игровое оборудование. При эффективном использовании ресурсов образовательной организации в рамках реализации ФГОС ДО можно создать комфортные условия пребывания воспитанников в детском саду.
Понятие «развивающая предметно – пространственная среда ДОО» приобрело сегодня особенную актуальность, что нашло непосредственное отражение в нормативно – правовых документах в области дошкольного образования, в частности:
Развивающая предметно – пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей в соответствии с их возрастными и личностными особенностями. В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна отражать содержание образовательных областей и обеспечивать различные виды детской деятельности с учетом уровня активности и интересов каждого ребенка, его возможностей и индивидуальных особенностей. Современным педагогам очень важно сегодня уметь самостоятельно подбирать и размещать материалы и оборудование в группе детского сада. Основное время в детском саду дети проводят в группе, которая должна быть оформлена специально для них. Никто не спорит, что подавляющее большинство игрушек, книг, пособий, плакатов – для детей. Но если посмотреть на оформление групп и коридоров глазами детей, многое ли из того, что мы увидим, действительно обращено к ним, будоражит их любопытство, подталкивает к самостоятельному действию, создает ощущение эмоционального комфорта, интересно само по себе и имеет смысл для конкретного ребенка, помогает освоить новые способы действия? Ответ становится не таким уж очевидным. Правильно оформленная среда становится для ребенка третьим педагогам (после родителей и воспитателей). Ведь ребенок учится, исследует. Его образование не прекращается ни на минуту, и в нем задействовано всё, что его окружает, всё, с чем он может взаимодействовать, на чем задержать взгляд. Среда «говорит» с детьми, материализует для них правила, культурные способы действия, побуждает их к активности, поддерживает самостоятельность, обращается к личности конкретного ребенка. Окружающая среда должна развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Она должна быть комфортной, уютной, рационально организованной, наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В нашей группе развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы, выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции и создана с учетом основных критериев:
Всё, что окружает ребёнка, является для него источником знаний, формирует его социальный опыт. Ранний возраст – важный период, когда закладывается фундамент развития личности ребенка и его интеллектуальных способностей. Ранний возраст характеризуется новой социальной ситуацией развития, на этом этапе жизни ведущей становится предметно — манипулятивная деятельность, мышление в этом возрасте наглядно–действенное, поэтому важное место в формировании сенсорных, творческих, физических и т.д. способностей имеют игры, именно они позволяют детям в игровой форме развивать все органы чувств и умело владеть ими. Объектом восприятия в сенсорных играх является цвет, форма, размер. Эти игры позволяют раскрыть и сформировать представления ребенка о предметах и их свойствах. Правильное педагогическое руководство игрой является наиважнейшим условием воспитания детей раннего возраста. Педагог должен тщательно планировать игру, изготовить материал, подбирать место и время её проведения, готовить к игре детей и готовиться сам, проводить игру, а затем анализировать игровые действия, проговаривать достижения и неудачи. Только правильная организация игры поможет детям с удовольствием освоить игру, как ведущий вид деятельности. Ежедневно наблюдая за играми детей и проанализировав развивающую предметно-пространственную среду в группе и на прогулочном участке, пришли к выводу, что необходимо дополнять пространство, в котором ребенок, во-первых, будет обладать максимальной свободой выбора интересного занятия, а во-вторых, будет настолько самостоятельным, насколько это возможно. Но проблема недостаточности финансирования серьёзно ограничивает возможности создания такой среды. Очевидно, что решать данную проблему нужно посредством использования нетрадиционных, доступных, экономичных материалов. Вопрос о том, как грамотно оформить, разделить и обустроить пространство в группе, является как для нас, так и для многих Учреждений очень актуальным. Мы поставили перед собой задачу — насыщение пространства группы недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем. Нестандартное оборудование — это дополнительное средство развития детей, которое создается своими руками. Такое оборудование достаточно универсальное; легко трансформируется при минимальных затратах времени, его можно использовать как в условиях помещения, так и на улице; сочетается с традиционным оборудованием, интегрируется с образовательной программой. Преимущества (достоинства) нестандартного оборудования заключаются в следующем: — создаются предпосылки для проявления детьми фантазии, творчества и способствует их полноценному развитию. Так в нашей группе, появилось нестандартное оборудование, оборудование из бросового материала, изготовленное из ПВХ-труб, картона, все возможных банок, ячеек из под яиц, старых сломанных стульев, сетки, доски, фетр, стаканчики, мед. шпатели, баночки из под детского питания, крышечки, нитки и т.п.. Как оказалось, данный материал даёт ещё больше возможностей для творчества и вариативности. Мы стараемся, чтобы каждый предмет, каждая деталь обстановки, в которой воспитываются дети, способствовали интеллектуальному, эмоциональному и творческому росту. Играя необычными «игрушками», у детей развиваются познавательные и физические качества, обогащается эмоциональное общение со взрослыми. Нетрадиционное оборудование:
Для обогащения игровым, нетрадиционным оборудованием в нашей группе, мы совместно с родителями воспитанников и коллегами ДОУ изготовили большое количество игр с использованием нестандартного оборудования. Изготовление нестандартного оборудования придерживалось основных критериев:
Практическая часть: Представление игр:
Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует, что предметно-развивающая среда нашей группы служит интересам и потребностям ребенка раннего возраста, обогащает развитие разнообразных видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, развивает творческие способности. Ведь детский сад для ребенка – это и есть жизнь: интересная, захватывающая, удивительная и наполненная яркими событиями. Проживая эти события, ребенок совершает бесценные открытия, познает мир и себя в нем.
|