«Создание образовательного центра «БебиУм» на участке детского сада с целью развития детской деятельности и творческого потенциала детей раннего возраста» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Шутенкова Татьяна Анатольевна | |||
01.02.2023 11:58 | |||
«Создание образовательного центра «БебиУм» на участке детского сада с целью развития детской деятельности и творческого потенциала детей раннего возраста» Автор: Шутенкова Т.А. воспитатель, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 5 «Березка», г. Губкин, Белгородская область. В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде, создаваемой в детском саду, отмечено, что среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства не только детского сада и группы, но и территории (участка), прилегающей к детскому саду; при этом подобная среда должна предоставлять возможности для общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для их уединения. Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Мы создали развивающую среду на участке, которая отвечает всем требованиям, предъявляемым к ней. Она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной и безопасной. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. Способствует полноте развития детской деятельности и детской личности, вовлечению всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения. При этом взрослый объясняет, показывает для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья воспитанника. ППС постоянно меняется, пополняясь новыми дидактическими играми и необходимым материалом.
Перечень объектов и оборудования в образовательном центре «БебиУм». Бизиборды С помощью бизиборда ребёнок может полноценно изучить функциональность предметов, передвигая защёлки, цепочки, и другие небольшие детали. Благодаря таким действиям развивается мелкая моторика, у детей, находясь в безопасности, формируются различные бытовые навыки. Идет развитие тактильных ощущений, сенсорной памяти, усидчивости; развитие логики и понимание причинно-следственных связей; закрепление преставлений о свойствах предметов. Эти бизиборды фабричного производства, они могут находиться как в группе так и на участке, их легко трансформировать. Развивающая доска «Ловкие пальчики» Родители воспитанников, являясь полноправными участниками образовательного процесса также могут внести свой вклад в организацию развивающего пространства. Совместно с родителями, была разработана обучающая развивающая панель «Ловкие пальчики» На ней укрепили разнообразные крючки, задвижки, замочки с ключами, кнопки выключателей, фонарики, которые можно закрывать, нажимать, защёлкивать, включать, крутить и т.д. Деятельность детей направлена на: развитие координации движений; развитие внимания, зрительного восприятия; развитие познавательного интереса; формирование элементарных математических представлений (один-много, ориентировка в пространстве (внизу-вверху); формирование волевых умений (не отвлекаться от поставленной задачи, доводя ее до завершения Развивающее пособие «Умелые ручки» Способствует развитию мелкой моторики, глазомера, закреплению знания цветов, формы предметов, изучению фактуры поверхностей. Данное пособие используется для проведения следующих дидактических игр — «Кто быстрее», «Назови и покажи», «Попади в цель» и других. Формирует способности детей находить, узнавать и называть предметы по просьбе взрослого Развивающее панно «Веселая полянка» Такое пособие отлично подходят для совершенствования двигательной активности пальчиков и рук. Застежки, пуговицы, липучки, шнуровка, ленточки способствуют развитию мелкой моторики, координации движений. Дети учатся играть вместе, взаимодействуя друг с другом. Формируется стиль взаимоотношений, основанный на доброжелательности Пособия «Крутись, крутись ленточка» и «Разноцветная рыбка» Служат развитию сенсорных эталонов, улучшению координации движений ребенка, развитию мелкой моторики. Данные пособия применяются в следующих дидактических играх «Кто быстрее» -игра – игра соревновательного характера, «Синий, красный, желтый, зеленый», «Назови цвет», «Найди пару» Творческая зона Обеспечивает решение задач активизации творчества детей (театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность). Элементарная театрализованная деятельность тренирует память, внимание, стимулирует речевое и интеллектуальное развитие, расширяет словарный запас. развивает интерес к художественной литературе. Изодеятельность положительно влияет на развитие воображения, творческой активности, снижает психоэмоциональное напряжение. Дети используют следующие игровые упражнения и дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Угадай сказку», «Назови сказочного героя», «Я рисую…», «Кто это, что это» и др. Центр уединения и релаксации Одна из задач современного дошкольного учреждения — обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Содействовать этому должна развивающая среда. Поскольку психическое состояние в раннем возрасте весьма неустойчиво, педагог должен уметь регулировать детскую эмоциональную сферу. Этот центр создан с целью обеспечения детям психологического комфорта. Для малышей актуален дизайн «Норка» — небольшое пространство с маленьким входом, которое подарит ребёнку ощущение уюта и безопасности. Пребывание в этом центре позволяет ребятам расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишнее напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищёнными. Это место, где ребёнок может побыть наедине с собой, поиграть с любимой игрушкой или в дидактическую игру, рассмотреть интересную книгу, или просто помечтать. При помощи пособия «Мирилка» стало меньше конфликтных ситуации.. Ребята стали сплоченными, доброжелательными отзывчивыми друг к другу. Застенчивые дети, стали более уверенными в себе, активнее идут на контакт со взрослыми и детьми. Особенностью детей раннего возраста является их потребность в активных и разнообразных движениях. Эта потребность полностью удовлетворяется на прогулке. Малыши увлечённо бегают, прыгают, лазают. Для развития двигательной активности, совершенствования ходьбы у нас много моторных игрушек: мячи, шары, разнообразные коляски для кукол, тележки, машинки, каталки, качалки. Игровое упражнение «Из круга в круг», использующее дорожные ориентиры, способствует развитию равновесия, координации движений, основных движений (бег, прыжки). Пособие «Кольцеброс» развивает глазомер, точность движений рук. Обруч используется в игровых упражнениях «Лошадки», «Кто быстрее» «Из обруча в обруч», «Догонялки» Центр воды и песка Зона для игр с песком и водой помогает воспитателю в решении еще одной важной задачи в развитии ребёнка раннего возраста- самостоятельной игре с элементарным экспериментированием.. Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка. Таким образом, можно сделать вывод, что образовательный центр Беби Ум способствует созданию благоприятных условий для развития познавательных процессов, интеллектуального развития детей, а также творческой активности в различных видах деятельности, позволяют решать обучающие, развивающие, воспитательные цели и задачи: развитие мелкой моторики рук, формирование элементарных математических представлений, ориентировке в пространстве. Способствует духовно-нравственному, социально-коммуникативному и творческому становлению детей; охране и укреплению физического и психологического здоровья воспитанников. У малышей сформировались чувства защищенности и доверия к окружающему миру через активное вовлечение в игры со взрослыми и сверстниками. Все это повлияло на успешное течение адаптационного периода. Задача развивающей среды – сформировать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его возможностей, активности и интересов реализуется в полной мере.
|