Малыши и развивающая среда |
Развивающие занятия | |||
Автор: Герасимова Оксана Владимировна | |||
13.02.2023 18:26 | |||
Малыши и развивающая среда Ранний возраст — это время формирования первых привязанностей, симпатий и антипатий. С одним человеком ребенок будет скован и боязлив, с другим — весел и подвижен. И передо мной встал вопрос: «Как же завоевать доверие таких маленьких сердец?». Маленькие дети, как заряженные частицы, находятся в постоянном движении в поиске чего-то нового и интересного. В этом возрасте одной из основных нитей, связывающих малыша с окружающим миром выступает сенсорика. Ребенок познаёт окружающее пространство: трогает, щупает, исследует. И главная задача педагога – не просто передать какие-либо знания, а развить самостоятельный познавательный интерес у детей. Для этого существуют различные подходы работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Один из них — технология «говорящей среды». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет широкий выбор для своей деятельности.
В детском саду, всем известно, дети проводят большую часть времени. Здесь они общаются, играют, исследуют и познают. Развивающая среда — это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить групповое помещение дошкольного учреждения, своеобразный живой экран. Поэтому среду в группе нужно организовывать таким образом, чтобы она отвечала потребностям и интересам детей, предоставляла им свободу для получения опыта и знаний. Один из классиков отечественный педагогики утверждал, что «воспитывает все»: и люди, и книги, и понятия. В детском саду могут воспитывать даже… стены. Это такие инструменты как «интерактивный пол» и «говорящие стены». Они различными дидактическими помощниками для педагога, при этом это яркие, необычные красочные, притягивающие, интересные решения для детей. Благодаря этому дети быстро ориентируются в пространстве группы, что, безусловно, помогает им чувствовать себя свободно и комфортно, при этом они могут воплощать все задуманные идеи. Такие инструменты решают важные воспитательно — образовательные задачи:
Также они позволяют учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка, интересы. Самостоятельная деятельность детей не должна регламентироваться педагогом. Педагог должен не руководить ребенком, а уважать его интересы, индивидуальные особенности развития. Наблюдать, а не вмешиваться. Не навязывать темп выполнения, не предлагать способов решения, не оценивать шаги к его выполнению, не подталкивать к правильному решению, не предлагать его в случае затруднения. Только тогда, интеллектуальная «говорящая» стена выполнит функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребёнок выбирает самостоятельно. Родителям «говорящая среда» рассказывает, чем наполнена жизнь детей в детском саду. А мне, как педагогу рассказывает об интересах и приоритетах воспитанников в выборе вида и содержания деятельности. Именно это помогает эффективно планировать дальнейшее взаимодействие с детьми, а также индивидуальную работу с ними. Такая, правильно организованная, «говорящая среда» дает детям возможность почувствовать себя в своем пространстве полноправными хозяевами, проявить активность и инициативность, осознать свою значимость. Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении должна соответствовать всем принципам развивающего пространства ДОУ, быть содержательно-насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, а также, обязательно, «говорящей»! Эта, проверенная практикой технология, дает огромный положительный результат в решении задач всестороннего развития ребенка.
|