ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИ ЛЕТ |
Развивающие занятия | |||
Автор: Гроздева Елена Викторовна | |||
08.11.2022 14:31 | |||
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИ ЛЕТ Е.В. Гроздева Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования самостоятельной активной личности, обладающей широким кругозором. В связи с этим перед образовательными учреждениями встает важная задача развития поисково-познавательной деятельности подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Дошкольный возраст — это период наиболее интенсивного формирования всех сфер психики. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством.
Актуальность проблемы развития у детей познавательного интереса обусловлена тем, что дошкольный возраст — важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности формируются предпосылки физического умственного нравственного развития ребёнка. По мнению Лисиной М.И. [4], решающий фактор развития и формирования познавательной активности – это общение ребенка с взрослым человеком — педагогом, родителями. В процессе этого общения ребенок усваивает, с одной стороны, активное и заинтересованное отношение к явлениям, предметам; с другой – способы управления своим поведением, преодолевает трудности ориентировки в новых ситуациях при решении новых задач. Условие развития познавательного интереса – это практические и исследовательские действия ребенка. Поисково-познавательная деятельность включает в себя следующие задачи:
Анализ проблемы показывает, что в современной детской психологии имеются определенные сведения о развитии поисково-познавательной деятельности. Однако в отношении детей старшего дошкольного возраста данная проблема недостаточно изучена. В связи с этим, наиболее актуальными на сегодняшний день являются вопросы об изучении особенностей поисково-познавательной деятельности детей шести лет. Этому аспекту было посвящено наше экспериментальное исследование. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №89 «Ладушки»» общеразвивающего вида г. Чебоксары. В ходе эксперимента был использован комплекс диагностических методик, включающих беседу «Древо желаний» (В. С. Юркевич), «Угадай, что в ящике» (Э. А. Баранова), «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова). Данные методики были заимствованы из учебного пособия Барановой Э.А. и Мустафиной А.Р. «Диагностика мотивации поисково-познавательной деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте: подходы и методы». В результате проведенной работы можно сделать вывод, что у большинства детей 6 лет исследовательский интерес к миру находится на среднем уровне. Также было отмечено, что у детей этого возраста ярко выражен интерес к поиску сведений об объекте. В ходе детского экспериментирования дети предпочитают заниматься изобразительной деятельностью. Проведенное исследование позволяет выделить следующие особенности развития поисково-познавательной активности детей шести лет:
Таким образом, углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело к выводу, что задачей дошкольных учреждений является развитие у дошкольников устойчивой потребности в познаниях, потребности в учении или мотивации учения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
|