Развитие исследовательских способностей с помощью экспериментирования. |
Развивающие занятия | |||
Автор: Бирева Татьяна Юрьевна | |||
04.10.2022 12:21 | |||
Развитие исследовательских способностей с помощью экспериментирования. Современная образовательная система всё чаще обращается к инновационным методам обучения и воспитания, среди которых особое место отводится исследовательской деятельности детей. Данный факт обусловлен тем, что поисковая, или исследовательская, активность является врождённой потребностью человека, и именно благодаря ей ребёнок постигает окружающий мир. Исследовательская деятельность ставит перед собой цель преобразовывать врождённую детскую любознательность в устойчивый познавательный интерес, актуализируя у ребёнка потребность в самостоятельном поиске информации, а также поиска способов её приобретения. И одним из составляющих инструментов в преобразовании являются исследовательские способности, которые включают в себя: поисковую активность, дивергентное и конвергентное мышление.
Поисковая активность – движущая сила и первоисточник исследовательского поведения. Она характеризует мотивационную составляющую исследовательских способностей. Способность к дивергентному мышлению представляется чрезвычайно важным качеством, необходимым в ситуациях исследовательского поведения как на этапе выявления проблемы. Так и на этапе поиска возможных вариантов решения, выдвижения гипотез. Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях». Как правило, упражнения, направленные на развитие дивергентного мышления, предполагают неограниченное количество ответов, каждый из которых будет считаться верным, — это так называемые творческие задачи. Последней составляющей исследовательских способностей является конвергентное мышление, позволяющее решать исследовательские задачи на основе логических алгоритмов через способность к анализу и синтезу. Конвергентное мышление также необходимо для выработки суждений и умозаключения, выступает важным условием успешной разработки и усовершенствования объекта исследования, оценки найденной информации и рефлексии. Экспериментирование эта та область познания, которая помогает развивать у ребёнка исследовательские способности. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал (в процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения). Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Рассматривая структуру организации эксперимента, мы можем наблюдать поисковую активность при создании у детей мотивации к участию в экспериментировании. Избрать прием, который позволит детям включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшим способом могут быть словесные и действенные приёмы, которые помогут сконцентрировать внимание детей. Ласковый тон, интригующая интонация, загадка-описание или загадка – действие о предмете наблюдения. Например, «Мне нужно у вас спросить что-то интересное. Мы каждый день видим воду……Но что мы знаем о воде? (ответы детей) Оказывается, мы не всё знаем! И вот здесь ставится цель эксперимента. Дивергентное мышление исследовательских способностей прослеживается на этапе создания проблемной ситуации самого эксперимента, а также в обсуждении вероятного прогноза или другими словами выдвижение гипотезы по самому эксперименту. А вот конвергентное мышление наблюдается в процессе эксперимента, когда мы решаем поставленные задачи с помощью логической цепочки, рассуждений, высказываний, где дети предлагают разные варианты ответов и находят истину в каком-то одном. Делают выводы, умозаключения. Например, отчего идет дождь или снег и т.д. Исследовательские способности помогают дошкольникам развивать исследовательские умения, мыслительные операции, формировать навыки экспериментирования и наблюдения, а также формировать у дошкольников и педагогов представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности. Бирева Т.Ю., воспитатель МБДОУ дс№13 г.Лысково, Нижегородская область
|