Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие исследовательских способностей с помощью экспериментирования.
Развивающие занятия
Автор: Бирева Татьяна Юрьевна   
04.10.2022 12:21

Развитие исследовательских способностей с помощью экспериментирования.Развитие исследовательских способностей с помощью экспериментирования.

Современная образовательная система всё чаще обращается к инновационным методам обучения и воспитания, среди которых особое место отводится исследовательской деятельности детей. Данный факт обусловлен тем, что поисковая, или исследовательская, активность является врождённой потребностью человека, и именно благодаря ей ребёнок постигает окружающий мир. Исследовательская деятельность ставит перед собой цель преобразовывать врождённую детскую любознательность в устойчивый познавательный интерес, актуализируя у ребёнка потребность в самостоятельном поиске информации, а также поиска способов её приобретения. И одним из составляющих инструментов в преобразовании являются исследовательские способности, которые включают в себя: поисковую активность, дивергентное и конвергентное мышление.

 

Поисковая активность – движущая сила и первоисточник исследовательского поведения. Она характеризует мотивационную составляющую исследовательских способностей. Способность к дивергентному мышлению представляется чрезвычайно важным качеством, необходимым в ситуациях исследовательского поведения как на этапе выявления проблемы. Так и на этапе поиска возможных вариантов решения, выдвижения гипотез. Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях». Как правило, упражнения, направленные на развитие дивергентного мышления, предполагают неограниченное количество ответов, каждый из которых будет считаться верным, — это так называемые творческие задачи. Последней составляющей исследовательских способностей является конвергентное мышление, позволяющее решать исследовательские задачи на основе логических алгоритмов через способность к анализу и синтезу. Конвергентное мышление также необходимо для выработки суждений и умозаключения, выступает важным условием успешной разработки и усовершенствования объекта исследования, оценки найденной информации и рефлексии.

Экспериментирование эта та область познания, которая помогает развивать у ребёнка исследовательские способности. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал (в процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения).

Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Рассматривая структуру организации эксперимента, мы можем наблюдать поисковую активность при создании у детей мотивации к участию в экспериментировании. Избрать прием, который позволит детям включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшим способом могут быть словесные и действенные приёмы, которые помогут сконцентрировать внимание детей. Ласковый тон, интригующая интонация, загадка-описание или загадка – действие о предмете наблюдения. Например, «Мне нужно у вас спросить что-то интересное. Мы каждый день видим воду……Но что мы знаем о воде? (ответы детей) Оказывается, мы не всё знаем! И вот здесь ставится цель эксперимента.

Дивергентное мышление исследовательских способностей прослеживается на этапе создания проблемной ситуации самого эксперимента, а также в обсуждении вероятного прогноза или другими словами выдвижение гипотезы по самому эксперименту. А вот конвергентное мышление наблюдается в процессе эксперимента, когда мы решаем поставленные задачи с помощью логической цепочки, рассуждений, высказываний, где дети предлагают разные варианты ответов и находят истину в каком-то одном. Делают выводы, умозаключения. Например, отчего идет дождь или снег и т.д.

Исследовательские способности помогают дошкольникам развивать исследовательские умения, мыслительные операции, формировать навыки экспериментирования и наблюдения, а также формировать у дошкольников и педагогов представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Бирева Т.Ю., воспитатель МБДОУ дс№13

г.Лысково, Нижегородская область

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год