Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр |
Развивающие занятия | |||
Автор: Нюкалова Е.О, Марьина Л.П., Касимова Н.А. | |||
29.05.2022 17:54 | |||
Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Авторы: Нюкалова Е.О, Марьина Л.П., Касимова Н.А. В дошкольном образовательном учреждении развитие сенсорных способностей детей всегда было одной из самых важных задач воспитания и обучения. Однако в 21 веке оно стало наиболее актуальной проблемой для педагогов. Появление в жизни людей компьютеров, планшетов, мобильных телефонов, социальных сетей, компьютерных игр изменило мировосприятие людей и практически заменило живое человеческое общение. Всё чаще мы наблюдаем как современные родители вместо кукол, машинок, мячиков, скакалок дают в руки, даже совсем маленьким, детям мобильные телефоны с компьютерными игрушками. Изо дня в день ребенок осязает исключительно гладкую поверхность дорогого гаджета. Всё познание мира сведено к нему.
Психическое развитие человека, как писал известный психолог Л.С. Выготский, представляет собой последовательный процесс перехода от одной ступени к качественно другой. Сенсорное развитие младшего дошкольника происходит подобным же образом. От простого накапливания различных ощущений он постепенно переходит к осмысленному восприятию предметов и явлений окружающей действительности. Данный процесс осуществляется в основном через деятельность, однако у каждого ребенка по-разному, так как зависит от индивидуальных психических особенностей человека. Любые человеческие способности имеют сенсорную основу, а мировоззрение человека базируется на его мировосприятии, его мироощущениях. Социальные условия жизни дошкольника в 21 веке оказывают большое влияние на эти ощущения. Они могут либо улучшить природные способности человека в понимании себя и познании мира, либо ухудшить. Сенсорное развитие – это, прежде всего, развитие органов чувств человека, которые позволяют ему воспринимать зрительные образы, запахи, звуки, вкус и воссоздавать в своей голове картину окружающего мира. Благодаря этим органам дошкольники различают цвета, величину, форму предметов, материал, из которого они изготовлены, безопасно ориентируемся в пространстве. Дети могут охарактеризовать, сравнить предметы между собой, запомнить, воссоздать увиденное или услышанное. Специально организованное, целенаправленное и своевременное сенсорное воспитание и, как следствие, сенсорное развитие ребенка на ранних этапах онтогенеза позволит сформировать у него правильные представления о мире и людях, эмоциональную отзывчивость, познавательную активность и интерес к окружающему миру, умение воспринимать и ценить красоту. Сенсорное развитие является предметом сенсорного воспитания, которое представляет собой целенаправленный педагогический процесс систематизации и углубления хаотичных, мозаичных знаний ребенка о свойствах предметов окружающего мира, полученных им посредством органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Сенсорное воспитание лежит в основе умственного и физического воспитания ребенка. Основным видом деятельности у младших дошкольников является игра, следовательно, все занятия необходимо проводить с детьми в игровой форме. Но так как у детей 3-4 лет наглядно-действенное мышление, то, например, для проведения игры «Узнай по голосу» можно взять различные игрушки, издающие разные по громкости и тембру звуки. В этом случае звуковые эталоны будут еще ассоциироваться с определенными героями, животными и др. Современным воспитателям в своей работе по формированию сенсорной сферы младших дошкольников можно использовать информационно-компьютерные технологии. Это сделает занятие более интерактивным и интересным для детей. Однако их использование должно быть рациональным и чередоваться с непосредственной игровой деятельностью. Важным условием эффективной работы воспитателя по развитию сенсорной и моторной сферы у детей 3-4 лет является создание на занятиях положительного эмоционального фона. Младшие дошкольники в этом возрасте переживают свой первый психологический кризис (кризис 3 лет), поэтому часто проявляют упрямство, непослушание. У современных дошкольников оно может проявляться в нежелании общаться с воспитателем или желании обособиться от остальных детей и заниматься отдельно. Они плохо взаимодействуют друг с другом и требуют особенного подхода в каждом отдельном случае. Понимание этого обстоятельства педагогом позволит правильно выстроить деятельность детей и создать верную мотивацию занятия. 1. Дидактические игры, направленные на ознакомление с цветом. В ходе работы по ознакомлению с цветом дошкольники знакомились с цветовыми эталонами. Дети изучали шесть основных цветов. Примером дидактических игр, направленных на знакомство с цветом, могут служить игры «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери по цвету», «Живое домино» и др. В дальнейшем детей начинают знакомить с оттенками цвета (темный – светлый), для чего используются такие игры, как «Окраска воды», «Украсим елочку», «У кого какое платье?» и др. Дети лучше запоминают цвета спектра и особенно их оттенков, если получили их самостоятельно (например, при смешивании красок), или в таких играх, как «Найди цветок для бабочки», «Поставь цветы в вазу», «Ловись, рыбка», «Собери бусы». Примеры некоторых игр представлены ниже.
Так как к трем годам дошкольники уже имеют некоторые представления о форме и величине, поэтому в младшем дошкольном возрасте их начинают знакомить с геометрическими фигурами (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник). Дети должны усвоить внешнюю форму предметов и запоминать их названия. В процессе выполнения заданий ребенок учится подбирать к определенной геометрической фигуре предметы и их изображения соответствующей формы, причем обращать внимание необходимо именно на геометрическую фигуру как образец. При знакомстве детей с геометрическими формами мы обучали их приему обведения контура. Для ознакомления детей с формой предметов предлагается использовать такие игры, как «Какие бывают фигуры?», «Подбери фигуру», «Кому какая форма?», «Найди предмет такой же формы» и др. Примеры дидактических игр приведены ниже.
Игры данной группы направлены не только на формирование у дошкольников представлений о величине предметов, но и на овладение умением обозначать эти отношения словами (больше, меньше, самый большой). Ознакомление с величиной детей младшего дошкольного возраста происходит с обучения сравнению трех однородных предметов, а в дальнейшем дети учатся сравнивать пять предметов. Знакомство с величиной предполагает использование таких игр, как «Башня из кубов», «Соберем башенку», «Соберем пирамидки» и др. Постепенно в процессе игр ребенок учится определять и подбирать предметы одинаковой величины по заданному образцу, что способствует развитию глазомера. Для этого предназначены игры «Найди такое же колечко», «Сделаем столбики», «Сбор фруктов» и др. Примеры дидактических игр приведены ниже.
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов. Кроме восприятия цвета, формы и величины, манипулирование с предметами приводит к открытию в предметах все новых и новых свойств: перемещение, падение, звучание, мягкость или твердость, сжимаемость, устойчивость и пр.
|