ПЕСКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ |
Развивающие занятия | |||
Автор: Реботунова Анна Александровна | |||
02.06.2022 12:11 | |||
ПЕСКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ Карл Густав Юнг «Часто руки знают, как распутать, то, над чем тщетно бьется разум» Метод sandplay (дословно — песочная игра) возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития. Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.» Автор метода «Песочной терапии» «Картина на песке – изображение душевного состояния... Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калф). Дора Калф увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать тяготящие их чувства, но и способ усилить связь с глубокими бессознательными слоями психики и помочь процессу индивидуации и развитию трансцендентной функции, которые она изучала у К.Г. Юнга.
Главным принципом, положенным Дорой Калф в основу работы, является “создание свободного и защищенного пространства”, в котором пациент – ребенок или взрослый — может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. Дора Калф увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать тяготящие их чувства, но и способ усилить связь с глубокими бессознательными слоями психики и помочь процессу индивидуации и развитию трансцендентной функции, которые она изучала у К.Г. Юнга. Главным принципом, положенным Дорой Калф в основу работы, является “создание свободного и защищенного пространства”, в котором пациент – ребенок или взрослый — может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. Цели песочной терапии — не менять и переделывать ребенка, а дать ему возможность быть самим собой и развиваться. Песок является непосредственным языком для детей. Нет детей равнодушного к песку. Даже самых активных, не усидчивых песок притягивает, как магнит и делает внимательными, заинтересованными, сосредоточенными. Задачи:
Какие дети нуждаются в песочной терапии? Песочница – это трехмерное пространство, где дети могут проиграть все свои сложности.
Возможности и преимущества игры с песком.
Что необходимо для песочной терапии? 1. Песочница — это уменьшенная модель окружающего мира, где дети могут свободно творить, не боясь что-то сломать или испортить. Обычно изготавливается из дерева. Песочницу можно сделать самому или приобрести и пользоваться ею в домашних условиях. Юнгианская песочница Это деревянный ящик, который имеет четко установленные параметры — 50/70/8 см. Именно такой размер является комфортным для восприятия. Дно и борта окрашены голубым цветом, символизирующим небо и водоемы. Песочницу можно разделить горизонтально на две зоны (женская и мужская) или на три (прошлое, настоящее и будущее). Или вертикально на три части — мысли, эмоции, действия. По возможности используют 2 песочницы — для сухого и мокрого песка. Столы стоит размещать в центре комнаты, чтобы к ним был обеспечен свободный доступ со всех сторон. Отдельно на стеллажах размещаются миниатюрные фигурки, которые необходимы в песочной терапии. Их должно быть достаточное количество и очень важно позволить ребенку самостоятельно выбирать предметы для работы. Смотря на выбор ребенка, можно понять причину возникновения проблемы. Особенностью во время занятий с песком является то, что психолог внимательно наблюдает, а не руководит. Это позволяет лучше понять чувства и эмоции ребенка. Световая песочница Идеальный дидактический материал в игровой терапии. Подходит для школ, инклюзивных ресурсных центров, сенсорных комнат. Именно эта песочница идеально подходит для песочной анимации, которая является одним из самых эффективных методов в развитии детей. Этот удивительный процесс не оставляет никого равнодушным, улучшает эмоциональное состояние. Подходит для детей с разными темпераментами. Занимаясь данным видом творчества, гиперактивные дети становятся уравновешенными, скованные расслабляются, агрессивные успокаиваются. Ребенок, который занимается рисованием на песке чувствует себя настоящим художником. Интерактивная песочница Это современное и революционное оборудование, которое подходит для песочной, сенсорной и игровой терапии. Эта песочница позволяет создать собственный мир, который без труда меняется или дополняется. С помощью программного обеспечения можно воспроизвести природные явления соответствии с законами физики. Использование интерактивной песочнице способствует развитию речи, коммуникативных навыков, стимулирует зрительную, тактильную системы, а также развивает общую моторику и координацию движений. Что необходимо для песочной терапии? 2. Песок для наполнения песочниц может быть различным. Основное чтобы он был качественным: экологическим и чистым. Можно использовать песок с берега реки, озера или моря. Но перед работой его нужно очистить и кварцевать. Для песочной анимации лучше всего подойдет очень мелкий и сухой песок. Мокрый пригодится, когда захочется слепить объемные фигуры или здания. Также в этом случае можно использовать кинетический песок. Особенность кинетического песка в том, что он очень приятный на ощупь, не липнет к рукам и одежде, легко вычищается с любых поверхностей и не оставляет следов. А чтобы занятия стали еще более интересными и захватывающими можно работать с цветным песком. Набор игрушек и предметов для песочной терапии:
Знакомство с правилами игр на песке. Можно выучить с детьми стих: Правила моей страны Здесь нельзя кусаться, драться Чтобы жизнь вокруг была. Вывод У детей с ОВЗ недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей может быть снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Исследование функции внимания показывает, что дети с ОВЗ быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны педагога, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы. То есть у детей с ОВЗ значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память. Именно благодаря занятиям на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать нагляднообразное мышление, восприятие и память. Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать коррекционно-развивающий процесс творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.
|