Игровая мотивация как одно из средств развития логического мышления дошкольников. |
Развивающие занятия | |||
Автор: Хорунжина Нина Васильевна | |||
29.04.2022 08:52 | |||
Игровая мотивация как одно из средств развития логического мышления дошкольников. Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитием лучших его качеств, формированием разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественного подхода к обучению и воспитанию детей, к организации всего образовательного процесса. Обучение детей должно быть развивающим, увлекательным, проблемно игровым, обеспечивать субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Соответственно, должны претерпеть изменения, способы, средства и методы воспитания детей. В ФГТ к структуре ООП дошкольного образования предполагается построение образовательного процесса на адекватных по возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания.
Нет никакой необходимости подробно говорить о роли игры в жизни ребенка. Именно игра развивает умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. Игра позволяет незаметно решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперед по пути формирования и развития детского интеллекта. Мы считаем, что для более эффективного развития способности и умения ребенка самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также логические операции (построение отрицания, утверждения и опровержение как построение рассуждения с использованием логических схем) целесообразно использовать игру. Особую роль отводим развивающим играм. Умение логически мыслить включает в себя несколько компонентов, важнейшие из которых – способность анализу и синтезу, сравнению и обобщению, классификации и систематизации. Развивать его можно, начиная с 2-3 лет: в этом возрасте учат пониманию причинно- следственных связей. Для обучения младших дошкольников используем карточки с изображением различных сюжетов – по ним описываем ситуации или задаем вопросы: «Покажи мяч средней величины», «Картинку с самым низким забором», «Выбери ту, где самая широкая дорога», «Где лента средней ширины», «Где самая короткая ручка», «Найди 5 отличий». Ребенку 3-4 лет, усвоившему названия основных цветов и геометрических фигур, предлагаем игры: «Угадай предмет», «Придумай загадку», «Назови предмет», «Опиши предмет». В этих играх ребенок использует описание не только свойств, но и внешних признаков (сладкий, большой, круглый – арбуз). В этом возрасте учим ребенка сравнивать два объекта между собой, выделяя их отличия. Даем задание выбрать из групп один предмет, похожий на тот, который он держит в руке. При этом четко задаем критерии поиска (такой же твердый, такого же цвета). В развитии логического мышления дошкольников особая роль отводится конструированию, которое формирует способность к логическому синтезу. Для этого используют простейшие деревянные, пластмассовые наборы, состоящие из объемных фигур – кирпичиков, призм, конусов. В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок строит что- то полезное. В этих играх дети усваивают элементарные трудовые умения, познают свойства предметов. В этом возрасте широко используем развивающие игры, где дети учатся пользоваться предметами домашнего обихода, инструментами, учатся планировать свои действия, именно в этих играх совершенствуются умственные операции. Для развития логики ребенок 5-6 лет использует более сложные задания, например, выстроить ряд по возрастающему, или убывающему признаку. Для этого используем, к примеру, матрешек, баночки с окрашенной водой разного цвета. Для развития аналитико-синтетических способностей используем задания на сортировку по двум признакам, а также на выделение «лишнего» предмета из группы с обоснованием ребенком критериев выбора: «Что лишнее»? «Съедобное -несъедобное», «Летает- не летает». От сравнений отдельных предметов в этом возрасте переходим к сравнению из групп, обучая детей выделению общих свойств каждой из них (справа- все зеленые, слева – синие). Выполняя такие задания, дети учатся выделять значимые признаки объектов, абстрагируясь от других. Давая задания на классификацию ребенку, достигшему 6 лет, предлагаем выбрать самостоятельно основание для разделения предметов или карточек на группы (мебель, посуда, овощи). Детей обучаем мыслить логически, опираясь на свойства окружающих предметов и явлений, например: что будет, если преградить путь к ручью? Что случится, если поднести спичку к пламени? Если бросить камешек в таз с водой – он будет плавать или утонет? Такие логические задания в игре учат ребенка предвидеть результат своих действий. Дети в подготовительной группе успешно играли в более сложные игры: «Вычислительная машина», «Ход конем», игры с обручами», «Где, чей дом?» Цель этих игр – формирование представлений об алгоритме, классификации по одному свойству, формирование логических операций. Для развития логического мышления дошкольников разработано множество пособий, которые мы приобрели – это всем известные кубики Никитина, палочки Кюизенера с альбомами к ним, разнообразные логические блоки Дьенеша, пазлы. Для детей этого возраста подобрали различные пластмассовые и металлические конструкторы с большим количеством деталей. Большой популярностью у наших детей пользуются игры-задачи. В работе с дошкольниками используем три вида задач на развитие способности рассуждать: совмещение, отрицание, сопоставление. В задачах на совмещение требуется из данных суждений вывести третье суждение о связи признака и предмета. Пример: «Две мальчика сажали яблони и сливы, старший — сливы. Какие деревья сажал младший?» В играх на отрицание требуется составить суждение об отсутствии связи между признаком и предметом на основе суждений о связях между признаками предмета. Пример: «Игорь и Вася ловили рыбу. Вася не поймал сазана, он поймал пескаря. Что поймал Игорь?» Соотношение суждения о том, что ребята ловили разную рыбу сазана и пескаря, а Вася не поймал сазана, помогает сделать вывод: Игорь поймал сазана. Это правильный ответ. Или суждения о связи между признаками и предметом на основе суждения об их отсутствии. Пример: Игорь, Вася и Коля ловили рыбу. Кто- то поймал сазана, кто-то – пескаря, кто-то окуня. Игорь и Вася поймали сазана. Что поймал Коля? Соотношение суждения о том, что ребята ловили разную рыбу, помогает сделать вывод о том, что Коля поймал не сазана. Это правильный ответ. Одним из факторов, способствующих лучшему развитию логического мышления, является большая помощь родителей. В начальной стадии этой деятельности мы познакомили родителей за круглым столом с тем, что в нашей группе ведется углубленная работа по развитию логического мышления дошкольников. Участие родителей является неотъемлемым условием успешной работы. Взаимодействие осуществляется в разных формах:
Постоянно давали рекомендации по изготовлению простейших игр вместе с детьми и советы, какие из них можно купить в магазине. Результат работы с родительской общественностью на лицо! Мы постоянно ощущаем их помощь и поддержку в развитии и воспитании детей. Проанализировав результат своей работы, мы пришли к выводу, что, наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности у дошкольников при использовании логических операций, можно смело утверждать, что дети: а) способны применять, самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и ими самими; б) в зависимости от ситуации могут преобразовывать способы решения задач (проблем); в) усвоили приемы сравнения, анализа, синтеза, классификации; г) имеют сформированный устойчивый интерес к развивающим играм; д) делают первые шаги по выказыванию суждения, доказательства. Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения. С помощью игры можно помочь ребенку осознать самого себя. Приобрести уверенность в собственных силах. Игра – это своеобразный эксперимент, в котором заложены условия для самовыражения и самопроверки. Общение во время игры является важным элементом воспитания личности, источником взаимного обогащения. Литература
|