Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Игровая мотивация как одно из средств развития логического мышления дошкольников.
Развивающие занятия
Автор: Хорунжина Нина Васильевна   
29.04.2022 08:52

Игровая мотивация как одно из средств развития логического мышления дошкольников.Игровая мотивация как одно из средств развития логического мышления дошкольников.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитием лучших его качеств, формированием разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественного подхода к обучению и воспитанию детей, к организации всего образовательного процесса. Обучение детей должно быть развивающим, увлекательным, проблемно игровым, обеспечивать субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Соответственно, должны претерпеть изменения, способы, средства и методы воспитания детей. В ФГТ к структуре ООП дошкольного образования предполагается построение образовательного процесса на адекватных по возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания.

 

Нет никакой необходимости подробно говорить о роли игры в жизни ребенка. Именно игра развивает умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. Игра позволяет незаметно решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперед по пути формирования и развития детского интеллекта.

Мы считаем, что для более эффективного развития способности и умения ребенка самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также логические операции (построение отрицания, утверждения и опровержение как построение рассуждения с использованием логических схем) целесообразно использовать игру. Особую роль отводим развивающим играм.

Умение логически мыслить включает в себя несколько компонентов, важнейшие из которых – способность анализу и синтезу, сравнению и обобщению, классификации и систематизации. Развивать его можно, начиная с 2-3 лет: в этом возрасте учат пониманию причинно- следственных связей. Для обучения младших дошкольников используем карточки с изображением различных сюжетов – по ним описываем ситуации или задаем вопросы: «Покажи мяч средней величины», «Картинку с самым низким забором», «Выбери ту, где самая широкая дорога», «Где лента средней ширины», «Где самая короткая ручка», «Найди 5 отличий».

Ребенку 3-4 лет, усвоившему названия основных цветов и геометрических фигур, предлагаем игры: «Угадай предмет», «Придумай загадку», «Назови предмет», «Опиши предмет». В этих играх ребенок использует описание не только свойств, но и внешних признаков (сладкий, большой, круглый – арбуз). В этом возрасте учим ребенка сравнивать два объекта между собой, выделяя их отличия. Даем задание выбрать из групп один предмет, похожий на тот, который он держит в руке. При этом четко задаем критерии поиска (такой же твердый, такого же цвета).

В развитии логического мышления дошкольников особая роль отводится конструированию, которое формирует способность к логическому синтезу. Для этого используют простейшие деревянные, пластмассовые наборы, состоящие из объемных фигур – кирпичиков, призм, конусов.

В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок строит что- то полезное. В этих играх дети усваивают элементарные трудовые умения, познают свойства предметов. В этом возрасте широко используем развивающие игры, где дети учатся пользоваться предметами домашнего обихода, инструментами, учатся планировать свои действия, именно в этих играх совершенствуются умственные операции.

Для развития логики ребенок 5-6 лет использует более сложные задания, например, выстроить ряд по возрастающему, или убывающему признаку. Для этого используем, к примеру, матрешек, баночки с окрашенной водой разного цвета. Для развития аналитико-синтетических способностей используем задания на сортировку по двум признакам, а также на выделение «лишнего» предмета из группы с обоснованием ребенком критериев выбора: «Что лишнее»? «Съедобное -несъедобное», «Летает- не летает». От сравнений отдельных предметов в этом возрасте переходим к сравнению из групп, обучая детей выделению общих свойств каждой из них (справа- все зеленые, слева – синие). Выполняя такие задания, дети учатся выделять значимые признаки объектов, абстрагируясь от других.

Давая задания на классификацию ребенку, достигшему 6 лет, предлагаем выбрать самостоятельно основание для разделения предметов или карточек на группы (мебель, посуда, овощи). Детей обучаем мыслить логически, опираясь на свойства окружающих предметов и явлений, например: что будет, если преградить путь к ручью? Что случится, если поднести спичку к пламени? Если бросить камешек в таз с водой – он будет плавать или утонет? Такие логические задания в игре учат ребенка предвидеть результат своих действий. Дети в подготовительной группе успешно играли в более сложные игры: «Вычислительная машина», «Ход конем», игры с обручами», «Где, чей дом?» Цель этих игр – формирование представлений об алгоритме, классификации по одному свойству, формирование логических операций.

Для развития логического мышления дошкольников разработано множество пособий, которые мы приобрели – это всем известные кубики Никитина, палочки Кюизенера с альбомами к ним, разнообразные логические блоки Дьенеша, пазлы. Для детей этого возраста подобрали различные пластмассовые и металлические конструкторы с большим количеством деталей. Большой популярностью у наших детей пользуются игры-задачи.

В работе с дошкольниками используем три вида задач на развитие способности рассуждать: совмещение, отрицание, сопоставление. В задачах на совмещение требуется из данных суждений вывести третье суждение о связи признака и предмета. Пример: «Две мальчика сажали яблони и сливы, старший — сливы. Какие деревья сажал младший?» В играх на отрицание требуется составить суждение об отсутствии связи между признаком и предметом на основе суждений о связях между признаками предмета. Пример: «Игорь и Вася ловили рыбу. Вася не поймал сазана, он поймал пескаря. Что поймал Игорь?» Соотношение суждения о том, что ребята ловили разную рыбу сазана и пескаря, а Вася не поймал сазана, помогает сделать вывод: Игорь поймал сазана. Это правильный ответ. Или суждения о связи между признаками и предметом на основе суждения об их отсутствии. Пример: Игорь, Вася и Коля ловили рыбу. Кто- то поймал сазана, кто-то – пескаря, кто-то окуня. Игорь и Вася поймали сазана. Что поймал Коля? Соотношение суждения о том, что ребята ловили разную рыбу, помогает сделать вывод о том, что Коля поймал не сазана. Это правильный ответ.

Одним из факторов, способствующих лучшему развитию логического мышления, является большая помощь родителей. В начальной стадии этой деятельности мы познакомили родителей за круглым столом с тем, что в нашей группе ведется углубленная работа по развитию логического мышления дошкольников. Участие родителей является неотъемлемым условием успешной работы. Взаимодействие осуществляется в разных формах:

  • организация совместных мероприятий: «Логическая викторина»; КВН «Умей рассуждать»
  • проведение бесед «Развитие восприятия у детей дошкольного возраста», «Развитие памяти у детей дошкольного возраста», «Развитие логического мышления дошкольников».
  • консультации «Игры и упражнения для развития восприятия», «Игры, направленные на развитие внимания», «Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти», «Игры и задания для Развития логического мышления дошкольников».

Постоянно давали рекомендации по изготовлению простейших игр вместе с детьми и советы, какие из них можно купить в магазине. Результат работы с родительской общественностью на лицо! Мы постоянно ощущаем их помощь и поддержку в развитии и воспитании детей.

Проанализировав результат своей работы, мы пришли к выводу, что, наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности у дошкольников при использовании логических операций, можно смело утверждать, что дети:

а) способны применять, самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и ими самими;

б) в зависимости от ситуации могут преобразовывать способы решения задач (проблем);

в) усвоили приемы сравнения, анализа, синтеза, классификации;

г) имеют сформированный устойчивый интерес к развивающим играм;

д) делают первые шаги по выказыванию суждения, доказательства.

Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения. С помощью игры можно помочь ребенку осознать самого себя. Приобрести уверенность в собственных силах. Игра – это своеобразный эксперимент, в котором заложены условия для самовыражения и самопроверки. Общение во время игры является важным элементом воспитания личности, источником взаимного обогащения.

Литература

  1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – М.: «Академия», 1998.
  2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
  3. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. — М.: Мозаика-Синтез 2010.
  4. Умственное воспитание детей дошкольного возраста /Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина и др. – 2-е изд., дораб – М,6 Просвещение
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год