Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Игровая мотивация как одно из средств развития логического мышления дошкольников.
Развивающие занятия
Автор: Хорунжина Нина Васильевна   
29.04.2022 08:52

Игровая мотивация как одно из средств развития логического мышления дошкольников.Игровая мотивация как одно из средств развития логического мышления дошкольников.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитием лучших его качеств, формированием разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественного подхода к обучению и воспитанию детей, к организации всего образовательного процесса. Обучение детей должно быть развивающим, увлекательным, проблемно игровым, обеспечивать субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Соответственно, должны претерпеть изменения, способы, средства и методы воспитания детей. В ФГТ к структуре ООП дошкольного образования предполагается построение образовательного процесса на адекватных по возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания.

 

Нет никакой необходимости подробно говорить о роли игры в жизни ребенка. Именно игра развивает умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. Игра позволяет незаметно решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперед по пути формирования и развития детского интеллекта.

Мы считаем, что для более эффективного развития способности и умения ребенка самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также логические операции (построение отрицания, утверждения и опровержение как построение рассуждения с использованием логических схем) целесообразно использовать игру. Особую роль отводим развивающим играм.

Умение логически мыслить включает в себя несколько компонентов, важнейшие из которых – способность анализу и синтезу, сравнению и обобщению, классификации и систематизации. Развивать его можно, начиная с 2-3 лет: в этом возрасте учат пониманию причинно- следственных связей. Для обучения младших дошкольников используем карточки с изображением различных сюжетов – по ним описываем ситуации или задаем вопросы: «Покажи мяч средней величины», «Картинку с самым низким забором», «Выбери ту, где самая широкая дорога», «Где лента средней ширины», «Где самая короткая ручка», «Найди 5 отличий».

Ребенку 3-4 лет, усвоившему названия основных цветов и геометрических фигур, предлагаем игры: «Угадай предмет», «Придумай загадку», «Назови предмет», «Опиши предмет». В этих играх ребенок использует описание не только свойств, но и внешних признаков (сладкий, большой, круглый – арбуз). В этом возрасте учим ребенка сравнивать два объекта между собой, выделяя их отличия. Даем задание выбрать из групп один предмет, похожий на тот, который он держит в руке. При этом четко задаем критерии поиска (такой же твердый, такого же цвета).

В развитии логического мышления дошкольников особая роль отводится конструированию, которое формирует способность к логическому синтезу. Для этого используют простейшие деревянные, пластмассовые наборы, состоящие из объемных фигур – кирпичиков, призм, конусов.

В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок строит что- то полезное. В этих играх дети усваивают элементарные трудовые умения, познают свойства предметов. В этом возрасте широко используем развивающие игры, где дети учатся пользоваться предметами домашнего обихода, инструментами, учатся планировать свои действия, именно в этих играх совершенствуются умственные операции.

Для развития логики ребенок 5-6 лет использует более сложные задания, например, выстроить ряд по возрастающему, или убывающему признаку. Для этого используем, к примеру, матрешек, баночки с окрашенной водой разного цвета. Для развития аналитико-синтетических способностей используем задания на сортировку по двум признакам, а также на выделение «лишнего» предмета из группы с обоснованием ребенком критериев выбора: «Что лишнее»? «Съедобное -несъедобное», «Летает- не летает». От сравнений отдельных предметов в этом возрасте переходим к сравнению из групп, обучая детей выделению общих свойств каждой из них (справа- все зеленые, слева – синие). Выполняя такие задания, дети учатся выделять значимые признаки объектов, абстрагируясь от других.

Давая задания на классификацию ребенку, достигшему 6 лет, предлагаем выбрать самостоятельно основание для разделения предметов или карточек на группы (мебель, посуда, овощи). Детей обучаем мыслить логически, опираясь на свойства окружающих предметов и явлений, например: что будет, если преградить путь к ручью? Что случится, если поднести спичку к пламени? Если бросить камешек в таз с водой – он будет плавать или утонет? Такие логические задания в игре учат ребенка предвидеть результат своих действий. Дети в подготовительной группе успешно играли в более сложные игры: «Вычислительная машина», «Ход конем», игры с обручами», «Где, чей дом?» Цель этих игр – формирование представлений об алгоритме, классификации по одному свойству, формирование логических операций.

Для развития логического мышления дошкольников разработано множество пособий, которые мы приобрели – это всем известные кубики Никитина, палочки Кюизенера с альбомами к ним, разнообразные логические блоки Дьенеша, пазлы. Для детей этого возраста подобрали различные пластмассовые и металлические конструкторы с большим количеством деталей. Большой популярностью у наших детей пользуются игры-задачи.

В работе с дошкольниками используем три вида задач на развитие способности рассуждать: совмещение, отрицание, сопоставление. В задачах на совмещение требуется из данных суждений вывести третье суждение о связи признака и предмета. Пример: «Две мальчика сажали яблони и сливы, старший — сливы. Какие деревья сажал младший?» В играх на отрицание требуется составить суждение об отсутствии связи между признаком и предметом на основе суждений о связях между признаками предмета. Пример: «Игорь и Вася ловили рыбу. Вася не поймал сазана, он поймал пескаря. Что поймал Игорь?» Соотношение суждения о том, что ребята ловили разную рыбу сазана и пескаря, а Вася не поймал сазана, помогает сделать вывод: Игорь поймал сазана. Это правильный ответ. Или суждения о связи между признаками и предметом на основе суждения об их отсутствии. Пример: Игорь, Вася и Коля ловили рыбу. Кто- то поймал сазана, кто-то – пескаря, кто-то окуня. Игорь и Вася поймали сазана. Что поймал Коля? Соотношение суждения о том, что ребята ловили разную рыбу, помогает сделать вывод о том, что Коля поймал не сазана. Это правильный ответ.

Одним из факторов, способствующих лучшему развитию логического мышления, является большая помощь родителей. В начальной стадии этой деятельности мы познакомили родителей за круглым столом с тем, что в нашей группе ведется углубленная работа по развитию логического мышления дошкольников. Участие родителей является неотъемлемым условием успешной работы. Взаимодействие осуществляется в разных формах:

  • организация совместных мероприятий: «Логическая викторина»; КВН «Умей рассуждать»
  • проведение бесед «Развитие восприятия у детей дошкольного возраста», «Развитие памяти у детей дошкольного возраста», «Развитие логического мышления дошкольников».
  • консультации «Игры и упражнения для развития восприятия», «Игры, направленные на развитие внимания», «Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти», «Игры и задания для Развития логического мышления дошкольников».

Постоянно давали рекомендации по изготовлению простейших игр вместе с детьми и советы, какие из них можно купить в магазине. Результат работы с родительской общественностью на лицо! Мы постоянно ощущаем их помощь и поддержку в развитии и воспитании детей.

Проанализировав результат своей работы, мы пришли к выводу, что, наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности у дошкольников при использовании логических операций, можно смело утверждать, что дети:

а) способны применять, самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и ими самими;

б) в зависимости от ситуации могут преобразовывать способы решения задач (проблем);

в) усвоили приемы сравнения, анализа, синтеза, классификации;

г) имеют сформированный устойчивый интерес к развивающим играм;

д) делают первые шаги по выказыванию суждения, доказательства.

Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения. С помощью игры можно помочь ребенку осознать самого себя. Приобрести уверенность в собственных силах. Игра – это своеобразный эксперимент, в котором заложены условия для самовыражения и самопроверки. Общение во время игры является важным элементом воспитания личности, источником взаимного обогащения.

Литература

  1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – М.: «Академия», 1998.
  2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
  3. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. — М.: Мозаика-Синтез 2010.
  4. Умственное воспитание детей дошкольного возраста /Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина и др. – 2-е изд., дораб – М,6 Просвещение
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год