Инновационный проект по художественно-эстетическому развитию «Мой дом, моя семья, моя Родина» (подготовительная к школе группа) |
Развивающие занятия | |||
Автор: Субботкина Ольга Александровна | |||
20.05.2022 10:37 | |||
Инновационный проект по художественно-эстетическому развитию «Мой дом, моя семья, моя Родина» (подготовительная к школе группа) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20 комбинированного вида» Составитель и разработчик: Субботкина О.А., воспитатель высшей кв. категории Саранск, 2020 г. Актуальность проекта обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Патриотизм – это чувство любви к Родине. Исторически сложилось так, что любовь к Родине во все времена в Российском государстве была чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становиться одной из актуальных.
Проблемой развития творческой активности занимались многие ученые. Психологи (Л. С. Выготский, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Кириенко, А.Г. Ковалев, Л.А. Венгер и др.) раскрыли понятие творческих способностей, выявили компоненты, этапы их развития, рассмотрели взаимосвязь творчества с обучением, указали условия развития творчества. Педагог Е.А. Флерина — одна из первых дала определение понятию «детское художественное творчество», расширили и обогатили ее исследования Т.Г. Казакова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева, выделив в изобразительной деятельности доизобразительный и изобразительный периоды, этапы развития творческого процесса взрослого и ребенка, а Н.А. Ветлугина выдвинула показатели качества продукции детского художественного творчества, обработала критерии оценки детского творчества Г.Гилфорда и Т.Торренса. Однако при многообразии педагогических и психологических исследований проблема развития творческих способностей средствами изобразительной деятельности остается открытой, наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Часто сохраняется формальный подход к усвоению знаний детьми по продуктивной деятельности. Однообразное использование одних и тех же методов обучения отбивает интерес к изобразительной деятельности, в результате чего детские работы невыразительны, статичны, недостаточно четко передаются характерные и индивидуальные особенности предметов. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству, снижается их творческая активность. Это позволило определить проблему: какие педагогические средства будут эффективными для развития творческой активности. Проблема очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Новизна проекта состоит в том, что в процессе обучения дети получают знания о наиболее важных событиях истории Руси, ее героях, традициях, быте, способствующих развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитанию любви к Отечеству, уважению к предкам, интереса к самобытной русской культуре, формированию гражданской принадлежности, патриотических чувств (расширяет представление детей о родной стране, о государственных праздниках) посредством художественно-продуктивной деятельности. Основная цель проекта: приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение, формирование высокой нравственности, воспитание любви к Отечеству. Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач: Образовательные – учить создавать индивидуальные художественные образы, сюжетные композиции в различных видах изобразительной деятельности; учить передавать в рисунке, лепке, аппликации отношение и эмоциональное состояние с помощью изобразительных средств; учить выражать свое отношение к семье, дому, родине; подбор материала, использовать разнообразные технические приемы в различных видах изобразительной деятельности. Развивающие — развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей; освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции). Воспитательные – формирование эмоционально-ценностного отношения, патриотических чувств у детей дошкольного возраста через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и само созидания; воспитывать у детей чувство сотрудничества: участвовать в коллективной работе, планировать свою деятельность, давать оценку результатам. В целом занятия способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания. Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: — изобразительная художественная деятельность; — декоративная художественная деятельность; — конструктивная художественная деятельность. Занятия в группе предполагают сотворчество педагога и воспитанника; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Объект исследования: дети подготовительной к школе группы. Предмет исследования: метод проектов на занятиях художественно-эстетического развития. Гипотеза заключается в том, что обучение детей дошкольного возраста по созданию индивидуальных художественных образов будет эффективным, если применять серию занятий с использованием следующих методов: исследование предметов, наглядность и демонстрации, показ, объяснение, наблюдения и разнообразные методы изобразительной деятельности, а также приёмы зрительного восприятия, движения рук и словесного пояснения. Тип – проекта: практико-ориентированный, творческий, групповой. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители воспитанников. Основные формы, средства и методы реализации проекта: Формы:
Средства:
Методы:
Все формы, средства и методы обучения направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук. Методическое обеспечение (литература, наглядные пособия, аудио и видеоматериалы). Программы: - И.А. Лыкова. Программа воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет. «Цветные ладошки», — М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2007.
Видео альбомы (CD диски): «Государственная Третьяковская галерея» вып. 3, «Времена года». Наглядные пособия: Аудиозаписи с музыкой. Картотека физкультурных минуток и динамических пауз. Картотека дидактических игр. Шаблоны. Схемы. Материалы для художественной деятельности: краски акварельные, гуашевые, тушь, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, пастель, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин, клей, ножницы, цветные карандаши, белый картон, цветной картон, палитра, бумажные салфетки, подложки. Материалы и оборудование: Для занятий рисованием: акварель, восковые мелки, гуашь, кисти белка № 2,3, 5, кисти щетина № 4, 6, мольберт, палитры, простые карандаши, непроливайки для воды, фломастеры, цветные карандаши. Для занятий лепкой: доски для лепки, пластилин, стеки, природный материал (шишки, каштаны, семена подсолнечника, тыквы, клёна, ясеня). Для занятий аппликацией: белый картон, клейстер, стаканчики для клейстера, ножницы, подносы для раздаточного материала, цветная бумага, цветной картон. Материально-техническое обеспечение: ТСО: магнитофон, CD/DVD диски, магнитная доска, мольберт. Принципы: принцип учета возрастных особенностей дошкольников; принцип опоры на интересы ребенка; принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого; принцип наглядности; принцип доступности; принцип содержательности; принцип последовательности; принцип интегративности; принцип сотрудничества и взаимоуважения.
|