Роль дидактических игр в развитии и воспитании дошкольников |
Развивающие занятия | |||
Автор: Орлова Вера Игоревна | |||
28.04.2022 14:00 | |||
Роль дидактических игр в развитии и воспитании дошкольников Всякая игра является любимой деятельностью дошкольника и сопровождает его в течение всего времени пребывания в детском саду. На фоне игры детей младшего возраста разворачиваются основные события и режимные процессы, формируются коммуникативные навыки, развивается самостоятельность и познавательная активность. В рамках Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного воспитания образовательный процесс в ДОУ строится по двум основным направлениям деятельности взрослых и детей – это совместная деятельность взрослых и детей: непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность в ходе режимных моментов и самостоятельная деятельность детей. Организованная воспитателем игровая деятельность является одной из форм непосредственно образовательной работы с детьми младшего возраста. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Всё внимание детей обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения ими не осознаётся.
Психолог А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей». Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания младших дошкольников. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения младших дошкольников, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии, на том, что мы видим, осязаем, слышим. В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание – основной источник знаний об окружающем мире. В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность. Повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии.
Важная роль по прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно — установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра. Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность младших дошкольников в игре, самостоятельную игровую форму. Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие. В содержание дидактических игр игрушек особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Из поколения в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности к координации движений. Дидактическая игра, являясь формой активной, практической деятельности, позволяет ребёнку решать доступные его возрастным возможностям познавательные задачи, создаёт предпосылки для развития произвольности психических процессов, становления личности. Следует определить функции дидактической игры:
Дидактическая игра как игровой метод предполагает, что инициатива в её выборе и организации принадлежит взрослому. Самостоятельная игровая деятельность предполагает, что ребёнок свободен в выборе темы, дидактического материала, партнёров. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения в дошкольный период определяется рядом причин:
Запорожец А.В., оценивая роль дидактической игры, подчёркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка». В программах для воспитания и развития детей в детском саду, в различных сборниках указано множество дидактических игр. Их можно классифицировать по содержанию, по задачам умственного воспитания, по характеру игровых действий и правил. Аванесова В.Н. предложила, например, следующую группировку: − игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами (подбирать, складывать и раскладывать, нанизывать, вставлять). Игровое действие здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическим действием с предметами; − игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов; − игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью; − сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослого; − игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть; − игры в фанты или игры в запретный (штрафной) предмет (картинку) или его свойство (например, цвет), связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, не сказать запретного слова. При такой условной классификации игровое начало, и игровое действие выделяются отчётливее и игра не утрачивает свойственных ей особенностей. По характеру использования дидактического материала игры условно делятся на:
Рассмотрим виды игр по данной классификации. Игры с предметами – используются игрушки и реальные предметы. Детей знакомят со свойствами предметов, формой, величиной, цветом, качеством. В данных играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач, дети упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по одному признаку, что очень важно для развития логического мышления. В играх с природным материалом закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). У детей развивается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Здесь нужно послушать и понять обращённую речь и уметь самим пользоваться речью. Вот так ненавязчиво, через игру происходит познавательно-речевое развитие малыша. Настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино, мозаика, лабиринты. При их использовании решаются следующие развивающие задачи: объединение по признакам и смыслу; обобщение, установление связи; закрепление знаний о количественном и порядковом счёте, о пространственном расположении, связная речь; логическое мышление, умение составлять целое из частей; развитие речи и воображения, творчества, способности к перевоплощению. Словесные игры – построены на словах и действиях играющих. В этих играх решаются такие задачи: развитие речи, воспитание правильно звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря, развивается умение чётко формулировать свои мысли. Обязательные элементы дидактических игр:
Классификация игр:
Методика организации дидактических игр. Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трех основных направлениях подготовка к проведению дидактической игры, ее применение и анализ. Подготовка:
Проведение игры:
Правила игры:
От младших дошкольников требуется умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Используя дидактическую игру в воспитательно – образовательном процессе, через её правила и действия, дошкольник вырабатывает корректность, доброжелательность, выдержку. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил является и контролируется действиями. Самовоспитание игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Методы обучения – это система действий педагога, организующая практическую и познавательную деятельность младших дошкольников, которая направлена на усвоение содержания. Для младших дошкольников третьего года жизни характерно обладание чувственного познания окружающего мира. Воспитатель выбирает такой дидактический материал (куклу, игрушку), который дети могут обследовать и действовать с ним. При проведении дидактической игры с детьми младшего возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит младших дошкольников к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствам, изображения на картинках. Если в игре используются стихотворения, потешка, воспитатель знает их наизусть, читает их выразительно. Подводя итог с детьми младшего возраста, воспитатель, как правило, отмечает только положительное поведение младших дошкольников во время проведения дидактической игры. В дидактические игры вводятся словесные элементы из песенок, книг, мультфильмов. Используются устные формы народного фольклора. Содержание таких игр направлено на выполнение задач художественно-эстетического развития. Малышу не свойственна созерцательность, он стремиться к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности, и в то же время порождает у него множество вопросов. У малыша начинает развиваться любознательность – важное качество для получения знаний. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями позволяет дидактическая игра. Итак, дидактические игры позволяют обеспечить полноценное развитие, образование и воспитание малышей в условиях детского сада. Они создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее настроение, радость: ребёнок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания. Говоря о значении дидактических игр, следует отметить, что они:
Игра – важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса. Таким образом, дидактическая игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни. Использованная литература:
|