Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Рекомендации родителям по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с ОВЗ»
Развивающие занятия
Автор: Губарева Нина Анатольевна Солнцева Екатерина Владимировна   
07.04.2022 09:16

«Рекомендации родителям по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с ОВЗ»«Рекомендации родителям по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с ОВЗ»

Успешное осуществление дошкольного обучения зависит не только от работы педагога, но и от степени участия родителей в развитии ребёнка. Эффективность коррекционной работы будет выше, если родители овладеют некоторыми способами и приёмами формирования пространственно- временных представлений.

Работа по формированию пространственных представлений осуществляется поэтапно

  • 1.Формирование представлений о собственном теле. Освоение схемы тела должно подкрепляться различными маркерами -верх (потолок) и низ (пол); впереди (пуговицы на рубашке) и позади (капюшон); правая и левая стороны (часы на одной руке, сердце бьётся слева) очень трудным для ребенка является понимание расположения правых и левых частей тела, сначала даем упражнения по соотнесению частей тела правой и левой рукой, добиваемся быстрого и точного выполнения движений различными частями тела по словесной инструкции. «Согни в колене правую ногу» «Дотронься левой рукой до правого уха»
  • Игры- имитации: -гуси вытягивают шеи, головы поворачивают вправо- влево, смотрят, не крадётся ли лиса; -на спину медвежонка сел комар, он пытается дотянуться через левое плечо, через правое, чешет спинку

Изучаем части лица: используем четверостишья для лучшего запоминания: — У моего сыночка пухленькие щёчки, У моей у дочки розовые щёчки. Вот правая щека, А вот левая щека (поглаживаем щёки чистыми пальцами рук) -Носом я дышу не зря, Есть у носика ноздря: Вот правая ноздря, А вот левая ноздря. -Божья коровка села на правую бровку, Божья коровка села на левую бровку…

 

2. Развитие ориентировки в окружающем пространстве. После выработки у детей навыка ориентации в собственном теле, переходим к ориентации других предметов относительно друг друга и себя. Учим ребёнка соотносить взаимное расположение окружающих предметов, менять его по словесной инструкции, правильно воспринимать пространственные характеристики человека, находящегося напротив. На индивидуальных занятиях работа проводится перед зеркалом, затем через прощупывания, с закрытыми глазами. — Показ по инструкции взрослого — Использование в речи (узнай у себя, у соседа, назови правильно) — Работа с иллюстрациями.

Работа по формированию временных представлений осуществляется поэтапно.

Время является особенно сложным объектом познания, это связано с его специфическими особенностями –отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений, необратимостью.

1. развитие представлений о частях суток. Утро, день, вечер, ночь- это части целого- суток. Сначала время суток дети различают по изменению своей деятельности и деятельности взрослых. Начинаем с контрастных частей суток: день- ночь, утро- вечер, затем знакомим со сменой двух частей суток: утро-день, вечер-ночь. Постепенно задания усложняются и даются в словесной форме. Взрослый говорит предложение, пропуская названия частей суток, а ребёнок должен правильно его закончить, затем переходим к стихотворному тексту. Взрослый читает стих о каждой части суток, а ребёнок показывает карточку с их изображением.

Игры: «Путешествие в утро…» предлагаем ребёнку рассказать, что он делает в то или иное время суток; «Запомни и повтори» показываем руками и озвучиваем действия, а ребёнок должен повторить- руки подняты вверх- это утро, руки на поясе-это день, руки перед грудью-это вечер, сложить ладошки одна на другую и положить под щёку- это ночь; затем задание усложняем и показываем заведомо неверные движения, а ребёнок должен показать правильно.

2. знакомство с днями недели. Соотносим названия дней недели с занятиями в детском саду, с определёнными семейными традициями, заучиваем стихотворные тексты пальчиковой гимнастики. Загибаем пальцы на правой руке на каждое название дня недели, начиная с большого: в понедельник я проснулся, а во вторник улыбнулся, в среду я стихи читал, а в четверг чуть-чуть поспал, в пятницу я поработал.. Далее загибаем пальцы на левой руке, начиная с большого: Тут пришла суббота. В воскресенье, в воскресенье ел я вкусное варенье.

Игры: «Соседи» назови соседей любого дня недели «Какой день недели потерялся?» взрослый называет дни недели, пропуская один, а ребёнок его называет

3. изучение времён года. Задания делятся на три группы: а) сезонные изменения в живой природе б) сезонные изменения в неживой природе в) изменения в жизни и труде людей в разные сезоны. Знания о текущем времени года даем в сравнении с только что прошедшим сезоном, опираясь на жизненный опыт детей, используя наглядность. Дети по картинкам узнают времена года, определяют их признаки, осваивают последовательность смены времён года, позже рассказывают о них по представлениям, без опоры на картинки. При ознакомлении с временами года вводим в речь названия месяцев, их последовательность, каждый сезон состоит из трёх месяцев, а 12 месяцев составляют год. Подкрепляем словесную инструкцию показом цифр- 4 времени года, 3 месяца в каждом сезоне, 12 месяцев в году.

Игры: «Круглый год» кидаем ребёнку мяч и называем первый месяц в году, ребёнок возвращает мяч и называет следующий «В какое время года нужны эти предметы?» взрослый показывает какие-либо предметы, характерные для определённого времени года (зонт, санки, надувной круг, скворечник), а ребёнок называет время года.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год