Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Развивающие занятия
Автор: Болдырева Оксана Владимировна Ермолаева Марина Владимировна Лукашова Лариса Геннадьевна Телегина Анастасия Владимировна   
05.04.2022 14:20

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

По определению С.И. Ожегова, творчество – это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование деятельности, создающая новые оригинальные, ранее не существовавшие предметы.

Творчество является важнейшей характеристикой личности, и формировать ее необходимо у детей с раннего возраста. Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия – миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Творческое начало рождает у ребенка живую фантазию, живое воображение. Творчество, по природе своей, основано на желание сделать что-то, что до тебя еще не кем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.

 

Чтобы обеспечить полноценное развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста нужно включить несколько составляющих, на которые педагог и родители должны обратить особое внимание:

  • умение изобретать и открывать, стремление к открытиям
  • умение познавать, стремление к познанию
  • активность, инициативность
  • фантазия, свобода воображения
  • умение находить нестандартное в привычных явлениях и вещах
  • живость ума, интуиция, находчивость
  • умение на практике применять полученные знания, опыт

Воспитание творческих способностей у детей старшего дошкольного – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. Воспитывать у детей умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познавать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненных ситуаций – если эти качества не развивать в дошкольном возрасте, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность.

Создать условия для развития творческих способностей детей (создать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии со стандартами дошкольного образования).

  1. Сформировать знания, способы действия, позволяющие ребенку реализовать свой творческий замысел.
  2. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, обогатить их знания в области детского творчества.

Развивающая предметно-пространственная среда играет огромную роль в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. При создании среды, нужно стараться, чтобы она не только способствовала совместной творческой деятельности детей и взрослого, но и являлась основой для самостоятельного творчества каждого ребенка, обеспечивала бы право на свободу выбора на любое занятие.

В уголке для театральной деятельности должны быть различные виды театров (настольный, теневой, пальчиковый), множество костюмов, масок, материалы для изготовления атрибутов к спектаклям, музыкальные игрушки.

Театральная деятельность развивает интонационную выразительность речи, позволяет научиться ребенку восхищаться, удивляться, сопереживать – и все это через игру, фантазирование, сочинительство. Театр – это игра, которую дети принимают с большим удовольствием. В старшем дошкольном возрасте они сами со всей серьезностью распределяют роли, а когда исполнителям роли понятна идея сказки, они могут по-настоящему войти в образ и самостоятельно найти средства его воплощения. Сюжетами служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.

Изобразительному творчеству дети отдают себя полностью, ведь это творение и создание нового. Изобразительная деятельность помогает глубже узнать окружающий мир, а в рисунке, лепке, аппликации ребенок не только отражает окружающую действительность, но и показывает свое отношение к ней.

Современный образовательный процесс не мыслим без поиска новых, более эффективных технологий, которые содействуют развитию творческих способностей детей, формируют навыки саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает метод экспериментирования. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и его средой обитания. Знания, при экспериментировании дети могут добывать самостоятельно, и эти знания будут более прочными и осознанными. А от детей здесь требуется стремление к познанию, умение познавать, делать открытия чего-то нового для себя. А в последующем, может быть, умение открывать и изобретать что-то новое для всего человечества.

Одно из условий развития творческих способностей детей дошкольного возраста – это игра. Игра для ребенка – это жизнь со всеми удачами и неудачами, где дети находят нестандартные решения любых проблем.

Играя с ребенком, следует оценивать те его качества, которые уже сложились. Если он быстро и легко справляется с заданием, соответственно его возраста, можно предложить ему более трудные, но ни в коем случае нельзя упрекать ребенка в том, что он чего-то не умеет.

Творческие задания имеют обычно несколько решений, поэтому здесь не должно быть *верно – неверно*, практически любое решение может оказаться верным. Важно научить ребенка отстаивать свое решение и принимать ответы товарищей положительно.

Очень важно, чтобы педагог учитывал индивидуальность каждого ребенка, его темперамент и характер, особенности физических возможностей, даже настроение ребенка в день, когда предстоит работа. Еще немаловажно установить доверительные отношения с каждым ребенком на начальном этапе работы, чтобы он видел интерес воспитателя к нему, чувствовал, что его переживания находят живой отклик.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год