Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста |
Развивающие занятия | |||
Автор: Болдырева Оксана Владимировна Ермолаева Марина Владимировна Лукашова Лариса Геннадьевна Телегина Анастасия Владимировна | |||
05.04.2022 14:20 | |||
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста По определению С.И. Ожегова, творчество – это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование деятельности, создающая новые оригинальные, ранее не существовавшие предметы. Творчество является важнейшей характеристикой личности, и формировать ее необходимо у детей с раннего возраста. Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия – миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка. Творческое начало рождает у ребенка живую фантазию, живое воображение. Творчество, по природе своей, основано на желание сделать что-то, что до тебя еще не кем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.
Чтобы обеспечить полноценное развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста нужно включить несколько составляющих, на которые педагог и родители должны обратить особое внимание:
Воспитание творческих способностей у детей старшего дошкольного – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. Воспитывать у детей умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познавать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненных ситуаций – если эти качества не развивать в дошкольном возрасте, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность. Создать условия для развития творческих способностей детей (создать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии со стандартами дошкольного образования).
Развивающая предметно-пространственная среда играет огромную роль в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. При создании среды, нужно стараться, чтобы она не только способствовала совместной творческой деятельности детей и взрослого, но и являлась основой для самостоятельного творчества каждого ребенка, обеспечивала бы право на свободу выбора на любое занятие. В уголке для театральной деятельности должны быть различные виды театров (настольный, теневой, пальчиковый), множество костюмов, масок, материалы для изготовления атрибутов к спектаклям, музыкальные игрушки. Театральная деятельность развивает интонационную выразительность речи, позволяет научиться ребенку восхищаться, удивляться, сопереживать – и все это через игру, фантазирование, сочинительство. Театр – это игра, которую дети принимают с большим удовольствием. В старшем дошкольном возрасте они сами со всей серьезностью распределяют роли, а когда исполнителям роли понятна идея сказки, они могут по-настоящему войти в образ и самостоятельно найти средства его воплощения. Сюжетами служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления. Изобразительному творчеству дети отдают себя полностью, ведь это творение и создание нового. Изобразительная деятельность помогает глубже узнать окружающий мир, а в рисунке, лепке, аппликации ребенок не только отражает окружающую действительность, но и показывает свое отношение к ней. Современный образовательный процесс не мыслим без поиска новых, более эффективных технологий, которые содействуют развитию творческих способностей детей, формируют навыки саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает метод экспериментирования. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и его средой обитания. Знания, при экспериментировании дети могут добывать самостоятельно, и эти знания будут более прочными и осознанными. А от детей здесь требуется стремление к познанию, умение познавать, делать открытия чего-то нового для себя. А в последующем, может быть, умение открывать и изобретать что-то новое для всего человечества. Одно из условий развития творческих способностей детей дошкольного возраста – это игра. Игра для ребенка – это жизнь со всеми удачами и неудачами, где дети находят нестандартные решения любых проблем. Играя с ребенком, следует оценивать те его качества, которые уже сложились. Если он быстро и легко справляется с заданием, соответственно его возраста, можно предложить ему более трудные, но ни в коем случае нельзя упрекать ребенка в том, что он чего-то не умеет. Творческие задания имеют обычно несколько решений, поэтому здесь не должно быть *верно – неверно*, практически любое решение может оказаться верным. Важно научить ребенка отстаивать свое решение и принимать ответы товарищей положительно. Очень важно, чтобы педагог учитывал индивидуальность каждого ребенка, его темперамент и характер, особенности физических возможностей, даже настроение ребенка в день, когда предстоит работа. Еще немаловажно установить доверительные отношения с каждым ребенком на начальном этапе работы, чтобы он видел интерес воспитателя к нему, чувствовал, что его переживания находят живой отклик.
|