«Социальное развитие дошкольников — процесс усвоения дошкольниками окружающего мира» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Лукина Юлия Игоревна | |||
02.04.2022 11:40 | |||
«Социальное развитие дошкольников — процесс усвоения дошкольниками окружающего мира» Социальное развитие (социализация) — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:
Социально-педагогическая деятельность в условиях дошкольных образовательных учреждениях — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния, помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию положительных качеств у подрастающего поколения. Одним из основных направлений работы дошкольных образовательных учреждениях является социально-личностное воспитание дошкольников. Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они являются субъектами собственного обучения. Исходя из этого, мы ставим перед собой цели, которые позволяют развить у каждого ребенка: творческое начало, воображение, изобретательность; умение договариваться. взаимодействовать друг с другом; способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор; способность ставить проблемы и находить их решение; неравнодушие к проблемам общества, страны, окружающей среды. Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. В силу малого жизненного опыта ребенок понимает социальный мир по-своему. Вот некоторые особенности восприятия окружающего мира детьми: Дети очень наблюдательны и любознательны. Многое замечают. Задают вопросы. Иногда сами делают умозаключения и не обязательно правильные. Особенно трудно детям оценить поведение людей: взрослых и детей. Например, мама ругается с соседями, не сдержанна в выражениях и дочка поступает точно также, так как считает, что поступает верно. Социальный опыт приобретается ребенком в общении. Общение предполагает понимание людьми друг друга. В каждой группе детского сада разворачивается сложная картина детских отношений. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Все эти отношения остро переживаются детьми. С детьми раннего возраста, как в младших группах детского сада, так и в других возрастных группах должны использоваться:
Процесс социально-личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности:
Очень важный момент — это дидактическая часть, здесь дети вместе с педагогом планируют свою деятельность в центрах активности. В центрах активности они взаимодействуют друг с другом: общаются, конфликтуют, учатся договариваться, планируют дальнейшую деятельность, все это ведет к достижению поставленной цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что такая организация образовательного процесса с детьми в виде совместной деятельности с взрослыми способствует социально-личностному развитию каждого ребенка. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым, способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению. В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Для качественного развития социализации детей важным аспектом является микроклимат группе. В свою очередь, для улучшения микроклимата необходимы выявление и коррекция межличностных взаимоотношений. Уже в средней группе детского сада у ребят формируются достаточно прочные избирательные отношения друг к другу. В силу этого дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы, другие менее. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются детские отношения, зависит последующий путь личностного и социального развития человека. Следующим важным аспектом в работе с детьми является качественное развитие эмоций. Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Положительные эмоциональные состояния — это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. И напротив, отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха. На занятиях с детьми происходит их знакомство с эмоциями. Мы учимся различать эмоции по определенным признакам (например. глаза широко раскрыты, брови приподняты, рот приоткрыт — чувство страха и т. д). Причины этого сводятся к следующему: Во-первых, человек изменяется вместе с окружающей действительностью, но совсем не так стремительно, как мир. Взрослые, даже понимая, что в новых условиях надо менять свой образ жизни, свои ценности, стиль деятельности, далеко не всегда в состоянии это сделать. Подрастающее же поколение воспринимает реалии жизни как данность. В этом различии взрослых и детей, видимо, кроется сегодня самая большая проблема. Ибо воспитывать должны взрослые, среди которых большинство не вписываются органично в современную жизнь. Во-вторых, социально-личностное развитие детей — процесс сложный, противоречивый и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. В-третьих, новый подход к социально-личностному развитию детей в нашем обществе и осознанная работа в этом направлении предполагают понимание педагогами сущности процесса социализации, а также сложнейших психогенных механизмов и их роли в развитии личности. В-четвертых, не все современные вариативные программы развития и воспитания детей дошкольного возраста дают четкие методические рекомендации по реализации данного направления работы. Основы социально-личностного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей. Множество негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время, имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. На что же должна быть направлена деятельность педагога с целью реализации социально-личностного развития дошкольников. Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку. Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге. Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Важным аспектом социального развития ребенка в дошкольном возрасте является освоение элементарных правил этикета. Следует знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице. Важно создавать условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру: ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т. п. Социальные и эмоциональные качества развиваются у дошкольников воедино. Ребенок контролирует свою эмоциональную сферу именно на основе норм социальной среды, в которой он живет. Посредством социально-эмоционального развития у детей формируются такие моральные качества, как положительное отношение к людям, заботливость, доброта, взаимопомощь, сочуствие и т. д. Дети осваивают первичные способности, применяемые в игре, трудовой деятельности, в коллективном поведении. С помощью коммуникации в различных видах совместной деятельности обеспечиваются межличностные отношения, взаимодействие и взаимопонимание. Коммуникация становится основным методом в формировании ребенка как социальной личности. Задачи по социально-личностному развитию дошкольников для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям. В среднем дошкольном возрасте развивать у дошкольников умение понимать окружающих людей, стремиться к общению и взаимодействию, расширять представления об окружающем мире. В старшем дошкольном возрасте обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях, уметь «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации. Усвоение ребенком социального опыта, происходит не только в общении, но и в совместной деятельности с другими людьми по освоению предметного мира. На протяжении всего процесса социализации ребенок усваивает новые виды деятельности. В тот или иной период отдается предпочтение определенному виду деятельности. Усвоение ребенком социального опыта происходит и в процессе развития самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа — Я. Поэтому перед педагогами встают задачи:
Таким образом, краткий обзор основных проблем социального развития позволяет сделать следующие выводы:
Наша задача — воспитание активной творческой личности, способной к самореализации, умеющей устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, с самим собой.
|