РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ |
Развивающие занятия | |||
Автор: Шенчукова Екатерина Михайловна | |||
28.03.2022 11:05 | |||
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Шенчукова Екатерина Михайловна Воспитатель МБДОУ «Детский сад №130 «Улап» г. Чебоксары Проблема развития восприятия была и остается одной из значимых в психологии. Восприятие — очень сложный, системный, многоуровневый процесс, выполняющий отражательную, регулятивную функции в поведении ребенка. Восприятие, рассматривающееся и как процесс формирования субъективного образа предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств. В старшем дошкольном периоде под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное развитие у детей всех познавательных процессов, в том числе и восприятия.
Психологи Е.В. Архипова, З.Е. Агранович, З.М. Богуславская, В.А. Барабанщиков, Л.А. Венгер, С.Ф. Левяш и др. внесли существенный вклад в понимание природы и функции восприятия человека. Ребенок овладевает восприятием формы, цвета, картинки, пространства, сказки, человека. Все это и обусловило актуальность темы исследования. Цель исследования – выявить психолого-педагогические условия развития восприятия у детей 5-6 лет с нарушениями речи. Гипотеза исследования – развитие восприятия у детей 5-6 лет с нарушениями речи будет успешным при следующих условиях:
Педагогический эксперимент проводился на базе МБДОУ «Детский сад №130» г. Чебоксары. В эксперименте приняло участие 20 детей 5-6 лет. Был проведен констатирующий этап исследования с помощью методики на исследование зрительного восприятия ребенка, «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (модифицированный материал методики автора Р.С. Немова) [4]. У детей из экспериментальной группы преобладает низкий уровень 6 чел. (30%), у контрольной группы этот показатель составил 2 чел. (10%). Высокий уровень в экспериментальной группе показал 1 чел. (5%), в контрольной группе 3 чел. (15%). Средний уровень развития зрительного восприятия у 3 чел. (15%) и 5 чел. (25%) экспериментальной группы и контрольной группы соответственно. Второй стала методика на исследование слухового восприятия «Узнавание неречевых звуков» (модифицированный вариант методики развития фонематического восприятия автора Т.А. Ткаченко) [5]. В результате проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что в экспериментальной группе высокий уровень составил 15% детей (3 чел.), средний уровень был выявлен у 15% детей (3 чел.), с низким уровнем оказалось больше всего детей 20% (4 чел.). Исходя из результатов обследования, следует отметить, что 15% обследуемых из экспериментальной группы и 25% контрольной группы справились с заданием в соответствии с высоким уровнем. Третьей стала методика на исследования тактильного восприятия «Чудесный мешочек» (модифицированный вариант методики автора М. Монтессори) [3]. В результате проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что в экспериментальной группе высокий уровень составил 10% детей (2 чел.), средний уровень был выявлен у 15% детей (3 чел.), с низким уровнем оказалось больше всего детей 25% (5 чел.). Целью формирующего этапа эксперимента являлась разработка системы мероприятий, направленной на развитие восприятия у детей 5-6 лет с нарушениями речи. На подготовительном этапе работа шла по нескольким направлениям:
Программа включала 15 занятий, которые были сгруппированы в 3 блока: 1 блок — ознакомительный; 2 блок – развивающий блок занятий; 3 блок — блок оценки эффективности развивающих воздействий. С целью проверки эффективности системы мероприятий, направленной на развитие восприятия у детей 5-6 лет с нарушениями речи, нами был проведен контрольный этап исследования. Опираясь на результаты, была выявлена положительная динамика развития восприятия у детей 5-6 лет с нарушениями речи в обеих группах. Занятия, которые мы проводили в ходе нашего экспериментального исследования, помогли нам значительно повысить уровень развития восприятия у детей. По данным контрольного этапа исследовательской работы мы можем с уверенностью говорить, что наше предположение, выдвинутое в качестве гипотезы, подтвердилось. Литература
|