Своевременное развитие интеллекта ребенка в дошкольном возрасте – путь к одаренности! |
Развивающие занятия | |||
Автор: Журавлева Екатерина Александровна | |||
21.03.2022 17:10 | |||
Своевременное развитие интеллекта ребенка в дошкольном возрасте – путь к одаренности! Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложенных в нем природных данных. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Заглянув в научные исследования психологов (А. Анастази, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, М. Карне, В.А. Леви, А.М. Матюшкина, А.В. Моляко, С.Л. Рубинштейна, Е.П. Торренса, Б.М. Теплова и др.), педагогов (Н. А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Б.М. Неменского, Е.А. Флёриной и др.), генетиков (В. П. Эфроимсона) мы увидим что высказываются разные мнения на феномен «детской одаренности». Ведь ум, интеллект, способность мыслить и быть творчески развитым — величайшее из даров природы. И этот дар дан каждому человеку. Но также известно что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Существует лишь два фактора, определяющего рождение ума и интеллекта, это – наследственность и окружение, в котором растет и развивается ребенок. Так и зарождается ОДАРЕННОСТЬ. Это тот дар, который безусловно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Феномен развития одаренности определяется и тем, что в начале нового столетия стал другим и сам ребенок – дошкольник —: у него замечается повышенная активность, самостоятельность в познании, различных видах деятельности, коммуникации; формируется иная субкультура детства, — во многом зависящая от влияния мира взрослых и развития технического и информационного прогресса. Многие ученые называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей, но в последствии среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться. И тут одной из главной задачи перед нами стоит превратить — песчинку в огромную горошину, — благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить дар в выдающийся талант. Развитие интеллекта и мышления ребенка необходимо. Существует ошибочное мнение, что сформировавшийся интеллект не нуждается в развитии. Развитие и становление ребенка происходит не само по себе, качественный уровень развития высших психических функций зависит от целенаправленных педагогических действий со стороны взрослого, а также от развивающей среды. Поэтому необходимо создать благоприятные условия для эффективного коммуникативно-личностного и познавательно-речевого развития; развитие познавательных способностей дошкольников: умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы. Решение разноплановых задач и выполнение комплексных упражнений помогает всесторонне развивать умственные способности. Важную роль в этом играет дисциплина и методичность. Занятия должны проводиться систематически. В работе по выявлению и развитию способностей детей необходимо пользоваться следующими принципами: индивидуальный подход к каждому ребенку, возможность выбора занятий ребенком, соотношение коллективной и индивидуальной деятельности ребенком. На уровне детского сада педагог обязан распознать навыки одаренности своих воспитанников и постараться создать для этого необходимые условия, создавать условия творческого развития ребенка, поддерживать и поощрять творческие создания и т.д. Но для реализации необходимо привлекать и родителей. Ребенок видя, что взрослый в этом тоже заинтересован, будет проявлять еще больший интерес, что позволит ребенку и родителю лучше понять друг друга. Подводя итоги, следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и обучения одаренных детей в детском саду. «И помним: востребованными и высококлассными специалистами не рождаются, а становятся!» Воспитатель: Журавлева Екатерина Александровна ГБОУ Школа №2127 г.Москва
|