«Развитие воображения у детей дошкольного возраста» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Семешова Любовь Николаевна Семешова Елена Викторовна Широкова Ольга Анатольевна | |||
23.03.2022 07:50 | |||
«Развитие воображения у детей дошкольного возраста» Воображение ребенка дошкольного возраста отличается от воображения взрослого человека, за его видимым богатством стоят бедность, схематичность и стереотипность образов, потому что образы воображения основаны на повторном объединении материала памяти. Только дети дошкольного возраста имеют мало знаний и идей. Видимое богатство воображения ассоциируется с низкой критичностью мышления детей, когда они еще не знают, как бывает, а как не бывает. Это как недостаток, так и заслуга детского воображения, которая позволяет сочетать разные идеи и без критической связи с полученными комбинациями. С точки зрения общественной культуры дошкольник не создает ничего нового. Созданные образы новы для него с точки зрения его опыта.
Практически весь дошкольный возраст ребенка отсутствует или довольно нестабилен замысел. Он не думает о возможностях практической реализации созданных образов, он фантазирует о самом процессе фантазии. Его интересует сам процесс сочетания, создания новых ситуаций, персонажей, событий, который имеет живую эмоциональную окраску. Изначально воображение неотделимо от объекта, который служит внешней опорой. В то же время предмет-заместитель должен быть аналогичным в отношении замены. Сюжетная линия игры — это игрушки и атрибуты, которые используются (М. Г. Витязь). Младшие дошкольники в игре руководствуются игрушками, а средние и старшие уже руководствуются принятой ролью. Со временем воображение позволяет использовать элементы замещения, которые не похожи на оригиналы. В качестве игровой аппаратуры дети дошкольного возраста используют природный материал (листья, палочки, камни и т. д.). Воссоздавая художественный текст, они также постепенно учатся воспроизводить изображения без визуального носителя. В среднем дошкольном возрасте увеличивается творческий аспект деятельности ребенка — игры, труда, рассказывания и пересказа. В пять лет появляются мечты о будущем, но при этом они все еще ситуативны, нестабильны, из-за событий, которые вызвали эмоциональный отклик. Воображение превращается в интеллектуальную деятельность, направленную на трансформацию окружающего мира. Основой для создания образов являются представления, выраженные в форме представления. Происходит быстрый рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мысли, когда ребенок составляет сказки, истории. Ребенок дошкольного возраста может в воображении выйти из конкретной ситуации, сохранить независимость и даже увидеть ее глазами разных людей, а также животных, предметов. Воображение дошкольника часто остается непроизвольным. Тема фантазии — предметы и явления, которые его захватывают и увлекают: почитанная сказка, рисунок, новая игрушка. Рост произвольного воображения характеризуется развитием способности к созданию замысла и планированию его достижения. В связи с этим во время дошкольного детства увеличивается продолжительность игры на выбранную тему и стабильность сыгранных в ней ролей. дошкольники играют в течение 10-15 минут, от 4 до 5 лет игра может длиться 40-50 минут, а через 5-6 лет может достигать нескольких часов и даже дней, если ребенок увлекается. Игровые планы дошкольников относительно стабильны. Они могут произвольно фантазировать, заранее планируя процесс. Они ищут способ достичь поставленной цели и заранее подготовить необходимое оборудование. На целенаправленное развитие воображения у детей в первую очередь влияют взрослые, которые побуждают их создавать образы произвольно, после чего дети учатся сами представлять замыслы и планировать их реализацию. Изначально это происходит в коллективных играх и продуктивной деятельности, а затем проявляется в отдельных видах деятельности. Включение речи в процесс воображения делает его сознательным, произвольным, что позволяет ребенку размышлять о последствиях своих поступков, видеть логику ситуации, рассматривать задачу в разных путях. С помощью воображения ребенок знакомится с окружающим миром, и все его впечатления объединены в одну целостную картину мира. Она активируется в ситуациях неопределенности, когда ребенок не может найти в прошлом опыте объяснение фактическому факту Воображение значительно увеличивает границы познания, позволяет ребенку дошкольного возраста «участвовать» в событиях, которые не происходят в повседневной жизни. Таким образом, играя, он может спасать товарищей во время шторма, управлять кораблем через рифы, преодолевать шторм. Подобные игровые ситуации насыщают интеллектуальный, эмоциональный и нравственный опыт ребенка. Воображение также характеризуется реализмом, который, при необходимости, помогает ребенку оценить факты с точки зрения их возможности или невозможности. Воображение также помогает ребенку найти необычное творческое решение когнитивной проблемы. Со временем он учится ощущать границу, за которую воображение не должно выходить. В игре дошкольник исследует логику жизненных связей и следует за ней. Он даёт героям действия и персонажи в зависимости от их реальных особенностей, поведения и образа жизни. В процессе развития воображения дети в дошкольном возрасте начинают изобретать воображаемые миры, населяют их персонажами со специфическими особенностями и поведенческими особенностями. Творческая природа воображения зависит от способности детей трансформировать впечатления, используемые в игре и художественной деятельности. В словесном творчестве ребенок обладает изобретенными персонажами с реалистическими характеристиками, включает их в типичные жизненные ситуации людей, наделяя мыслями, чувствами и человеческими действиями. Он интерпретирует поведение животных с человеческой точки зрения. В изобразительном творчестве дети сначала создают фантастические образы с помощью элементарных приемов — менять цвет или представлять необычную планировку предметов. Со временем рисунки становятся более значимыми и оригинальными. Постепенно образы детского воображения становятся все более эмоциональными, наполненными личным смыслом. В рассказах детей дошкольного возраста особое место начинают занимать внутренний мир героев, их переживания, мысли. Дети приписывают героям ценные и значимые нравственные качества. Подчеркнем основные особенности развития воображения в дошкольном возрасте:
Многие психологи интересовались развитием воображения в детстве, в том числе Л.С. Выготский, Т. Рибо, Дж. Селли, С. Л. Рубинштейн, Н. Н. Палагина, О.М. Дяченко. Как правило, воображение представляет собой способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулирование ими. Без воображения не идет никакая человеческая деятельность: Учение, работа, творчество, игра. Воображение также сопровождает любой сложный психический процесс. Когда человек создает образ в воображении, этот образ не может представлять что-то совершенно новое. Это всегда будет то, что он раньше видел в окружающем мире. Процесс воображения происходит из представлений в памяти. Почти весь дошкольный возраст ребенок фантазирует ради самого процесса.. Он интересуется комбинационным процессом, создавая новые ситуации, персонажи, события, который имеет живую эмоциональную окраску. Сначала воображение неразрывно связано с объектом, который выполняет функцию внешнего носителя. Постепенно он начинает опираться на предметы, которые не похожи на те, кого заменяют. Ребенок дошкольного возраста может в воображении выйти из конкретной ситуации, сохранить независимость и даже увидеть ее глазами разных людей, а также животных, предметов. Дошкольное детство имеет большое значение для развития ребенка. В этот период развивается его характер, закладывается основа отношения к людям, на работе, навыки и привычки правильного поведения
|