Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством творческой игры. |
Развивающие занятия | |||
Автор: Касьянова Анна Николаевна Сморгович Олеся Альбертовна | |||
20.03.2022 16:25 | |||
Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством творческой игры. «Одаренность человека — это маленький росточек, Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В дошкольном периоде закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Творческие способности — это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. Развитие творческих способностей у детей составляет важную задачу процесса их обучения и воспитания, так как способствует проявлению инициативы и познавательной активности, стимулирует интерес к творческому поиску, открывает возможности активного познания мира и себя.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Особое внимание нужно уделять развитию творческой одаренности по средствам воображения. Воображение — это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее. В жизни детей большую роль играет воображение, чем в жизни взрослого человека. Ребенок может создавать в своем воображении разнообразнейшие ситуации. Неустанная работа воображения является важнейшим способом познания окружающего мира, психологической предпосылкой развития способности к творчеству. При помощи воображения ребенок стремится выйти за пределы личного практического опыта и освоить нормативы социального пространства. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Именно в игре, ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее, вводить в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Через игровые действия дети пытаются удовлетворить активный интерес к окружающей жизни и формируют при этом свои комбинации различных жизненных ситуаций, где как бы перевоплощаются во взрослых, в героев художественных произведений, в животных. Создавая таким образом игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают. Игра — явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Творческие игры, какого бы вида они ни были, должны выполнять свою основную функцию — развивать ребенка во всех направлениях, в том числе и в творческом. А чтобы результативность их была эффективной, необходимы материалы и атрибуты, тогда игры будут проходить весело и интересно. Творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности. С помощью игр познается окружающий мир, воспитывается творческая инициатива, пробуждается любознательность, активизируется мышление. Игра влияет на интеллектуальное, эстетическое, духовное, нравственное развитие ребенка, учит соотносить свою позицию с позицией другого человека. Чтобы развить творчески одаренную личность с детьми можно поиграть в творческие игры, такие как:
|