Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес» как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста |
Развивающие занятия | |||
Автор: Татаринова Оксана Вячеславовна | |||
13.05.2023 19:29 | |||
Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес» как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек»воспитатель: Татаринова Оксана Вячеславовна В период дошкольного детства ребенок проживает наиболее значимый период в становлении человека. Ранний возраст – это прежде всего развитие сенсорных способностей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его, восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: это форма, цвет, величина, положении в пространстве, а также запах, вкус и различные тактильные ощущения. Одним из средств сенсорного развития ребенка являются развивающие игры. Применение педагогами инновационных игровых технологий методов и форм работы, является одной из уникальных форм обучения. В работе с детьми раннего дошкольного возраста мы используем уникальную технологию В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Технология реализуется через методику «Сказки Фиолетового леса» с использованием предметно-развивающей среды «Фиолетовый лес».
Эта технология представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр В. Воскобовича. По сути, предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес» – это сенсомоторная зона, в которой ребенок активно действует с развивающими играми. Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес» состоит из ковролиновой основы и более 140 съемных элементов, которые крепятся на липучках и могут располагаться в произвольном порядке. Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» полностью соответствует и выполняет требования к среде, сформулированных во ФГОС дошкольного образования. «Фиолетовый лес» – своеобразный мир, населенный сказочными существами и разделенный на сказочные области. Он объединяет все игры Воскобовича в одну единую сказку. Главный герой этого сказочного мира — любознательный мальчик Гео. Он смелый, всегда приходит на помощь сказочным героям «Фиолетового леса», помогает решать различные логические задачи. Путешествуя по «Фиолетовому лесу» в реальном времени, ребенок становится действующим лицом сказочных приключений, с помощью необычных персонажей и методических сказок. Эмоционально откликаясь на происходящее, ребенок перемещается в этой среде, участвует в создании сказочного пространства, выполняет увлекательные задания жителей «Фиолетового леса». Неоценимое значение «Фиолетовый лес» представляет в сенсорном развитии. Данная развивающая среда развивает у воспитанников способность к анализу, сравнению, обобщению и классификации. Действуя с развивающими играми, дети:-познают свойства предметов;-изучают геометрические фигуры;-узнают что такое количество и число;-классифицируют;-сравнивают;-анализируют Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес» подходит для использования как для группы детей, так и индивидуальной занятий с детьми. В своей работе мы используем данную технологию во время приема детей, в образовательной деятельности, в игровой, во время проведения развлечений и праздников, в художественно-эстетической деятельности, познавательно- исследовательской, коммуникативной, конструировании, двигательной. самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности ребенка со взрослыми, в совместной деятельности с родителями. Для родителей был проведен обучающий мастер-класс «Фиолетовый лес –сенсомоторная зона для малышей». Цель: познакомить родителей с предметно-развивающей средой «Фиолетовый лес». Задачи: объединить усилия семьи и детского сада для сенсорного развития детей раннего возраста; формировать умение родителей применять развивающие игры В.В. Воскобовича в организации игрового взаимодействия; обогащать педагогическую культуру родителей. Выполняя те или иные задания, малыши получают новые знания, и тренирует основные навыки. Модули на липучках легко присоединяются в любое удобное место, поэтому ребятам открывается широкий простор для творчества. В процессе игр у ребенка развивается мелкая моторика рук, формируются познавательная активность, творчество, самостоятельность. Занимаясь с такими игровыми пособиями, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности. В своей работе мы используем различные игры и игровые ситуации для развития сенсорных способностей детей. «Помоги ежику собрать листочки»Задачи: закрепление умения выделять признак — большой и маленький; развитие умения группировать по размеру и цвету; закрепить красный и желтый цвет.Задание: одеть на колючки большому ежику большие листочки, маленькому – маленькие или маленькому собрать все желтые листочки, а большому все красные и т.д. «Подарим гномам листочки»Задачи: развитие внимания памяти; закрепление знания основных цветов; развитие умения группировать по цвету.Задание: помочь гномам собрать листочки своего цвета. «Поможем мышкам и ежам утеплить норки»Задачи: закрепление умения выделять размер: большой, средний, маленький; развитие умения группировать по размеру.Задание: Помочь ежикам и мышке собрать листочки нужного им размера. «Украсим деревья листочками»Задачи: закрепление представления об основных цветах; развитие умения группировать листья на основе цвета.Задание: Украсить деревья листочками так, чтобы они стали непохожими друг на друга (одно дерево украсить красными и зелеными листочками, второе – синими и желтыми; одно дерево маленькими листочками, второе – большими и т.д.) «Сделаем красивые бусы»Задачи: побуждать детей группировать предметы по размеру, форме, цветам; научить чередовать цвета.Задания: предложить детям сделать бусы для любого персонажа по образцу; из листиков, из больших или маленьких кружков; выбрать только красные или зеленые кружочки или листики и т.д. «Цветы для Пчёлки Жужи и паука Юка»Задачи: закреплять умение выделять предметы по цвету; повторение понятий «один, много, ни одного».Задания: предложить детям подарить пчелке желтый цветочек, а для паука красный; сделать много лепестков, один, ни одного. «Укрась елочку разноцветными огоньками» Задачи: развивать зрительное восприятие основных цветов на уровне соответствия ориентируясь на словесную инструкцию «Дай мне такой же»; развивать речевую активность детей, психические процессы; формировать умение действовать по подражанию, образцу; закрепить геометрические фигуры: круг, квадрат; понятие много и один, большой-маленький.Задания: украсить елочку фигурками одного цвета; большими или маленькими кружками; украсим по образцу и т.д. «Кто быстрее»Задачи: побуждать детей ориентироваться в пространстве, сравнивать полоски по длине, закрепить желтый и синий цвет.Задания: предложить детям сравнить, кто быстрее добежит до своего друга, побуждать сравнивать длину полосок; закрепить понятие «длинный и короткий» «Посадим фиолетовый лес»Задачи: побуждать детей ориентироваться в пространстве, располагать деревья в разных направлениях, закрепить основные цвета, названия обитателей леса. «Кто, где живет?»Задачи: побуждать детей ориентироваться в пространстве, называть расположение героев фиолетового леса (на дереве, под деревом, под большим деревом, под маленькой елкой, возле елки и т.д.) «Дорожки для зверей» Задачи: побуждать детей делать разноцветные дорожки из листьев; закрепить основные цвета, размер и количество.Задания: сделаем ежику дорожку из желтых листьев, а мышонку из красных; ежику из больших листьев, а мышонку из маленьких и т.д.). «Чьи следы?»Задачи: побуждать детей ориентироваться в пространстве, закрепить понятие «один-много».Задания: дети ищут следы медвежонка, его местонахождение (за деревом, возле озера, на елке и т.д.; закрепляют понятие «один-много») «Дождик»Задачи: побуждать детей располагать капельки дождя сверху вниз; сравнивать их по размеру «большие и маленькие» «Откуда выпал листик?»Задачи: развивать внимание, мышление, координацию движений, ориентировку в пространстве.Задание: помочь гному Фи собрать упавшие листочки с любимого дерева. Дети подбирают листочки в отверстия на кроне дерева. «Собери красивые цветочки»Задачи: формировать способы зрительного обследования предметов; вызывать интерес к созданию целостного образа; закрепить умение соотносить предметы по цвету.Задания: прикрепить лепестки к середине цветка и подобрать их по цвету (к красной серединке – красные лепестки, к желтой – желтые и т.д.) Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес» — простор для творчества педагогов и детей, уникальный методический инструментарий. Дети получают эмоциональное удовольствие от выполненных задач. Ребенок быстро не утомляется, так как он самостоятельно выбирает темп игры, переключаясь с одного задания на другое. Малыши, с которыми систематически играют в развивающие игры, умеют быстро анализировать и сравнивать, хорошо ориентируются на плоскости, различают геометрические фигуры и цвета. Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес» — это прекрасное пособие, которое способствует развитию сенсорных способностей ребенка. Спасибо за внимание!
|