Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста, через художественно-речевое творчество
Развивающие занятия
Автор: Калашникова Александра Геннадьевна   
25.02.2022 18:57

Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста, через художественно-речевое творчествоРазвитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста, через художественно-речевое творчество

Согласно современным подходам, для развития у дошкольников инициативности важно создавать условия для свободного выбора детьми разных видов деятельности, форм совместной деятельности, принятия решений в разных ситуациях, выражение своих чувств и мыслей. Инициативность выступает как личностное качество, которое проявляется в стремлении личности к деятельности и самовыражению в деятельности. Инициативность характеризуется рядом признаков, в частности, одним из таких признаков инициативности является: устойчивость, которая помогает противостоять негативным влияниям; активность, которая проявляется в мотивах и волевых усилиях; самостоятельность и продуктивность деятельности. Большинство исследователей склоняются к тому, что инициативность выступает, как интегративное качество личности, которое характеризуется мотивационной готовностью к выполнению той или иной деятельности. В дошкольном возрасте, инициативность достигает определенного уровня развития в игре, труде, познании, обучении. В старшем дошкольном возрасте проявления самостоятельности и инициативности являются достаточно дифференцированными и разнообразными. Инициативные дети старшего дошкольного возраста характеризуются в поведении произвольностью, самостоятельностью, развитой эмоционально-волевой сферой, активностью в разных видах деятельности, стремлением к самореализации, творческим подходом. Большую роль в проявлении инициативности играет вид деятельности, выбранный детьми.

 Наиболее эффективными формами поддержки детской инициативы являются:

правильно организованная предметно – развивающая среда. Главными принципами построения которой являются доступность, содержательность, разнообразие, мобильность. Деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов.

Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование. Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования рукотворного мира и живой природы. Привлечение детей к различным волонтёрским акциям и в целом к волонтёрскому движению. Приоритетная сфера инициативы для каждого возраста имеет свои особенности. Для детей 3-4 лет приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность. Для детей 4 – 5 лет – познание окружающего мира. Для детей 5- 6лет – внеситуативно — личностное общение. Для детей 6-8 лет приоритетная сфера инициативы – научение.

Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Показателем инициативной речи детей являются: обращение в виде вопроса, предложение к совместной деятельности для достижения результата, просьбы, обращения для передачи опыта, впечатлений. С целью развития у дошкольников инициативности и самостоятельности в речевом высказывании важна работа по обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, формированию правильного звукопроизношения, развитию слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия.

Для развития у детей коммуникативных способностей важно развивать умение сотрудничать, умение активно слушать, задавать открытые и закрытые вопросы, умение самостоятельно высказываться, выделять основную идею сказанного, умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию, подводить итог.

Развивая и поддерживая детскую инициативу педагогу важно создавать положительный психологический микроклимат: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку. Поощрять желание детей составлять сказки, рассказы по собственному замыслу; создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой речевой деятельности детей. При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры, привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу; обсуждать выбор сказки для постановки спектакля, пальчикового театра, выбор детьми ролей; участие детей в проектах. Важно использовать продуктивные виды деятельности для развития речевой инициативы и самостоятельности детей, так как они способствует формированию таких важных качеств личности, как умственная и речевая активность, любознательность, творческое воображение: рисование картин по лексической теме или по замыслу, составление рассказа по рисунку, изготовление детьми «книжек-самоделок» с последующим придумыванием сказки.

Эффективно использование пальчикового театра. Игры с пальчиковым театром мобильны, просты. Дети могут изготовить театр сами, не только по готовым сказкам, но и по придуманным самостоятельно. Поддержка и поощрение игр с театром помогает детям раскрыться, придаёт уверенность в проявлении инициативы и самостоятельности. Развитию речевой творческой самостоятельности способствуют игры — импровизации (например, “какую сказку я покажу”), использование элементов кукловождения, устные творческие сочинения, не связанные с театрализованными играми. Данные методы не только способствуют развитию речевой инициативы, но и формируют креативное воображение, мышление.

Таким образом, роль педагога в развитии инициативы и самостоятельной речевой деятельности детей заключается в том, что он, формируя грамматический строй речи, правильное звукопроизношение, обогащая словарь и развивая связную речь, незаметно для ребенка побуждает его проявлять речевую активность в различных видах деятельности, создавая при этом благоприятные педагогические условия.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год