Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста, через художественно-речевое творчество |
Развивающие занятия | |||
Автор: Калашникова Александра Геннадьевна | |||
25.02.2022 18:57 | |||
Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста, через художественно-речевое творчество Согласно современным подходам, для развития у дошкольников инициативности важно создавать условия для свободного выбора детьми разных видов деятельности, форм совместной деятельности, принятия решений в разных ситуациях, выражение своих чувств и мыслей. Инициативность выступает как личностное качество, которое проявляется в стремлении личности к деятельности и самовыражению в деятельности. Инициативность характеризуется рядом признаков, в частности, одним из таких признаков инициативности является: устойчивость, которая помогает противостоять негативным влияниям; активность, которая проявляется в мотивах и волевых усилиях; самостоятельность и продуктивность деятельности. Большинство исследователей склоняются к тому, что инициативность выступает, как интегративное качество личности, которое характеризуется мотивационной готовностью к выполнению той или иной деятельности. В дошкольном возрасте, инициативность достигает определенного уровня развития в игре, труде, познании, обучении. В старшем дошкольном возрасте проявления самостоятельности и инициативности являются достаточно дифференцированными и разнообразными. Инициативные дети старшего дошкольного возраста характеризуются в поведении произвольностью, самостоятельностью, развитой эмоционально-волевой сферой, активностью в разных видах деятельности, стремлением к самореализации, творческим подходом. Большую роль в проявлении инициативности играет вид деятельности, выбранный детьми. Наиболее эффективными формами поддержки детской инициативы являются: правильно организованная предметно – развивающая среда. Главными принципами построения которой являются доступность, содержательность, разнообразие, мобильность. Деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов. Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование. Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования рукотворного мира и живой природы. Привлечение детей к различным волонтёрским акциям и в целом к волонтёрскому движению. Приоритетная сфера инициативы для каждого возраста имеет свои особенности. Для детей 3-4 лет приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность. Для детей 4 – 5 лет – познание окружающего мира. Для детей 5- 6лет – внеситуативно — личностное общение. Для детей 6-8 лет приоритетная сфера инициативы – научение. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Показателем инициативной речи детей являются: обращение в виде вопроса, предложение к совместной деятельности для достижения результата, просьбы, обращения для передачи опыта, впечатлений. С целью развития у дошкольников инициативности и самостоятельности в речевом высказывании важна работа по обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, формированию правильного звукопроизношения, развитию слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия. Для развития у детей коммуникативных способностей важно развивать умение сотрудничать, умение активно слушать, задавать открытые и закрытые вопросы, умение самостоятельно высказываться, выделять основную идею сказанного, умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию, подводить итог. Развивая и поддерживая детскую инициативу педагогу важно создавать положительный психологический микроклимат: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку. Поощрять желание детей составлять сказки, рассказы по собственному замыслу; создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой речевой деятельности детей. При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры, привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу; обсуждать выбор сказки для постановки спектакля, пальчикового театра, выбор детьми ролей; участие детей в проектах. Важно использовать продуктивные виды деятельности для развития речевой инициативы и самостоятельности детей, так как они способствует формированию таких важных качеств личности, как умственная и речевая активность, любознательность, творческое воображение: рисование картин по лексической теме или по замыслу, составление рассказа по рисунку, изготовление детьми «книжек-самоделок» с последующим придумыванием сказки. Эффективно использование пальчикового театра. Игры с пальчиковым театром мобильны, просты. Дети могут изготовить театр сами, не только по готовым сказкам, но и по придуманным самостоятельно. Поддержка и поощрение игр с театром помогает детям раскрыться, придаёт уверенность в проявлении инициативы и самостоятельности. Развитию речевой творческой самостоятельности способствуют игры — импровизации (например, “какую сказку я покажу”), использование элементов кукловождения, устные творческие сочинения, не связанные с театрализованными играми. Данные методы не только способствуют развитию речевой инициативы, но и формируют креативное воображение, мышление. Таким образом, роль педагога в развитии инициативы и самостоятельной речевой деятельности детей заключается в том, что он, формируя грамматический строй речи, правильное звукопроизношение, обогащая словарь и развивая связную речь, незаметно для ребенка побуждает его проявлять речевую активность в различных видах деятельности, создавая при этом благоприятные педагогические условия.
|