ИССЛЕДОВАНИЯ И ОПЫТ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ЧЕРЕЗ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ В КАЧЕСТВЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ПАУЗ |
Развивающие занятия | |||
Автор: Фитасова Анна Петровна | |||
16.02.2022 08:41 | |||
ИССЛЕДОВАНИЯ И ОПЫТ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ЧЕРЕЗ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ В КАЧЕСТВЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ПАУЗ А.П. Фитасова, Воспитатель высшей категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению познавательно-речевого развития воспитанников №283 «Золотой ключик», г. Нижний Новгород. Актуальность темы.
Актуальность работы обусловлена необходимостью развитию умственных способностей через метод межполушарного взаимодействия. Это позволяет избегать трудности у детей в обучении и в создании условий для формирования новых возможностей искомых психических навыков и процессов, которые могут сформироваться и стать нужными ребенку через кинезиологические приемы и методы. Цели и задачи исследования. Целью исследований является развитие умственные способности у детей 5-6 лет через кинезиологические упражнения на занятиях в качестве динамических пауз. Задачи решаемые при исследованиях:
Общее описание исследований и этапы. Федеральный Стандарт Дошкольного образования (ФГОС ДО) ставит перед педагогами решение целого ряда задач. Решая, задачи нельзя забывать о принципах дошкольного образования, указанных в Стандарте. На каждом возрастном этапе перед педагогом стоит задача – создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка. Данная кинезиологическая методика позволяет выявить скрытые способности ребенка старшего дошкольного возраста и расширить границы возможностей его мозга. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. При систематическом выполнении упражнений дети дошкольного возраста становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, низкую произвольность, возбудимость, улучшают речевые и двигательные навыки, лучше концентрируются). При проведении исследований использовались материалы отечественных и зарубежных ученых: Лурия А.Р., Бехтерева Н.П, Семенович А.В, Сиротюк А.Л., О.А. Семенова, Хомская Е.Д, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова, Смит Кр., Шейфер Дж. Пол Деннисон с программой «Гимнастика мозга». Эффективности использования кинезиологической программы приводиться в литературе А.Л. Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников»; развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона; учебно-методическое пособие Сазонов «Кинезиологическая гимнастика против стрессов» и др [1, 2, 3]. Исследования по данной работе состояли из нескольких этапов. Первым этапом является подготовительный этап включающий:
Вторым этапом является практический этап, включающий реализацию плана работы с детьми, родителями, работа по самообразованию. На рисунке 1 приведены моменты практического этапа, кинезиалогические упражнения с детьми в режимные моменты [3, 4, 5]. Рисунок 1 – Кинезиологические упражнения с детьми в режимные моменты. Третий этап заключительный итоговая педагогическая диагностика. Результаты исследований приведены на рисунке 2. Рисунок 2 – Результаты исследований способностей у детей 5-6 лет при использовании кинезиологических упражнений в режимных моментах. Выводы. Проведя целенаправленную работу по развитию умственных способностей у детей 5-6 лет через кинезиологические упражнения на занятиях в качестве динамических пауз на протяжении учебного года 2019-2020 года, я могу сказать, что кинезиологические упражнения благотворно влияют не только на работу мозга, но и всего организма в целом. Они не требуют какой-то определенной подготовки, как от педагога, так и от детей. На мой взгляд, видны следующие результаты: 80% — у детей снизилась тревожность, дети стали спокойнее и увереннее; 70% — у детей улучшалось внимание, память, воображение и т.д. 70% — у детей сформировались навыки, плавность, точность, скоординированность движений рук (развитие крупной и мелкой моторики). 90% — воспитанники стали самостоятельно применять упражнения в свободной деятельности в развивающей предметно-пространственной среде по всем образовательным областям, в кинезиологическом уголке. 60% — у детей улучшалась мыслительная деятельность. Дети стали усидчивее, внимательнее, стали легче преодолеть стрессовые ситуации, исчез страх перед различными действиями. Родители стали применять упражнения в домашних условия. Список используемых источников
|